|
|
Майя Крылова
03.09.2015
«ТИТИЙ БЕЗУПРЕЧНЫЙ», А. МАНОЦКОВ
АБСУРД СО СМЫСЛОМ
Опера «Титий безупречный» в Камерном музыкальном театре им. Покровского – это мировая премьера, что в музыкальной Москве бывает нечасто, а если речь идет о современной опере, совсем редко. «С одной стороны, иронична, с другой – пафосна, с третьей – это сказка, с четвертой – это сатира. И при этом притча» – так постановщик оперы Владимир Мирзоев описывал свое творение. Всем перечисленным полон как литературный исток спектакля – пьеса современного драматурга Максима Курочкина, написанная по мотивам ранней пьесы Шекспира «Тит Андроник», так и прочие компоненты действия, начиная от недавно написанной музыки Александра Маноцкова и кончая режиссерскими подходами самого Мирзоева. Забавен нетривиальный сюжет о далеком будущем, где люди живут во многих обитаемых мирах, но проблем у них, как и у нас, выше крыши. Причудливые персонажи, о которых не всегда знаешь, кто они – потомки шекспировских прототипов или плод вольной фантазии Курочкина, – носят странные имена: Администратор-убийца, Нерегулярная жена Капитана, Сгусток… Сценические события не менее причудливы: это театр в театре. Упомянутый Капитан, бравый вояка с зачатками, как считается, независимого мышления, то есть уникум в море стандартов, по приказу свыше принужден смотреть странную пьесу – гротескно видоизмененный «Тит Андроник». Сверху думают, что впечатления Капитана помогут людям выжить в борьбе за существование, которое того и гляди прекратится, а место людей займут другие сущности. Сюжет «Тития безупречного» растет и из блокбастеров на темы звездных войн. А партитура навеяна… Чем только она не навеяна! Здесь и барокко со звяканьем клавесина, и китайские переливы, и дружба с музыкой XX века, начиная со Стравинского. Традиционные оперные арии и речитативы перемешаны с экспрессивной мелодекламацией и шипеньем хора в мегафоны. Несмотря на такую мешанину, получилось по-своему цельное зрелище, на котором нельзя не вспомнить о традициях театрального и литературного абсурда. И о черном юморе, тем более что у Шекспира в пьесе 34 трупа.
Режиссер-постановщик В. Мирзоев. Дирижер-постановщик А. Кашаев. Художник-постановщик А. Лисянский. Художник по костюмам Н. Васенина.
См. также:
|
|
|