Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
02.09.2015

«КАРМЕН», Ж. БИЗЕ

БИТВА ЗА СВОБОДУ

Эту оперу любили непримиримые враги – Брамс и Вагнер. «Необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, искренности чувства и очарования, не покорила публику с первого же ее появления», – изумлялись сами французы в конце XIX века. Ницше слушал это много раз и восхищался: «Я почти уверен, что ”Кармен“ – это лучшая из существующих опер».
Самая любимая опера всех времен и народов – снова в афише Большого театра. На этот раз «Кармен» поставили драматический режиссер Алексей Бородин и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. Для последнего опера Бизе в каком­-то смысле жертва своей популярности: ее так часто исполняли, что пришлось основательно почистить партитуру, изгнав из нее накопленные искажения музыки, ставшие штампами.
Элементы условности в декорациях (мобильные деревянные плоскости цвета охры) не мешают понять, что действие происходит в Севилье во времена жизни Бизе. В этом городе пьют вино в кабаках, танцуют на площадях и на столах, дразнят солдат в синей форме и чуть что хватаются за навахи. (Для достоверности на спектакль были приглашены постановщики фламенко из Испании и специалист по сценическому бою.) На сцене – мир простонародья, жизнь городских низов, где царят контрабандисты и легкомысленные женщины, ценящие свободу без берегов. Кармен для Бородина – не роковая соблазнительница, а как бы частный случай общей страсти к анархии, которая приводит к трагическому убийству.
Но Бородин хочет посмотреть на XIX век не романтическим, а куда более жестким взглядом современного человека. Делая картинку узнаваемой, он в то же время избегает чрезмерной «испанщины». Более того, специально приглушает открытое кипение страстей, то и дело покрывая их флером эмоциональных поведенческих «противовесов». Бородин хочет, чтобы в трагической истории цыганки и солдата проявилась психологическая и общечеловеческая суть.
Конечно, сюжет оперы всем известен заранее и тень гибели чуть ли не с первой минуты витает над героями спектакля. Но, когда нож обезумевшего от ревности Хозе проткнет тело любимой женщины, публика в Большом театре все равно испытает смертельный шок. 
 
Дирижер­-постановщик Т. Сохиев. Режиссер­-постановщик А. Бородин. Сценограф С. Бенедиктов.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005