|
|
Майя Крылова
02.09.2015
«КАРМЕН», Ж. БИЗЕ
БИТВА ЗА СВОБОДУ
Эту оперу любили непримиримые враги – Брамс и Вагнер. «Необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, искренности чувства и очарования, не покорила публику с первого же ее появления», – изумлялись сами французы в конце XIX века. Ницше слушал это много раз и восхищался: «Я почти уверен, что ”Кармен“ – это лучшая из существующих опер». Самая любимая опера всех времен и народов – снова в афише Большого театра. На этот раз «Кармен» поставили драматический режиссер Алексей Бородин и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. Для последнего опера Бизе в каком-то смысле жертва своей популярности: ее так часто исполняли, что пришлось основательно почистить партитуру, изгнав из нее накопленные искажения музыки, ставшие штампами. Элементы условности в декорациях (мобильные деревянные плоскости цвета охры) не мешают понять, что действие происходит в Севилье во времена жизни Бизе. В этом городе пьют вино в кабаках, танцуют на площадях и на столах, дразнят солдат в синей форме и чуть что хватаются за навахи. (Для достоверности на спектакль были приглашены постановщики фламенко из Испании и специалист по сценическому бою.) На сцене – мир простонародья, жизнь городских низов, где царят контрабандисты и легкомысленные женщины, ценящие свободу без берегов. Кармен для Бородина – не роковая соблазнительница, а как бы частный случай общей страсти к анархии, которая приводит к трагическому убийству. Но Бородин хочет посмотреть на XIX век не романтическим, а куда более жестким взглядом современного человека. Делая картинку узнаваемой, он в то же время избегает чрезмерной «испанщины». Более того, специально приглушает открытое кипение страстей, то и дело покрывая их флером эмоциональных поведенческих «противовесов». Бородин хочет, чтобы в трагической истории цыганки и солдата проявилась психологическая и общечеловеческая суть. Конечно, сюжет оперы всем известен заранее и тень гибели чуть ли не с первой минуты витает над героями спектакля. Но, когда нож обезумевшего от ревности Хозе проткнет тело любимой женщины, публика в Большом театре все равно испытает смертельный шок. Дирижер-постановщик Т. Сохиев. Режиссер-постановщик А. Бородин. Сценограф С. Бенедиктов.
См. также:
|
|
|