|
|
Елена Левинская
15.05.2015
«ЗАГАДОЧНОЕ НОЧНОЕ УБИЙСТВО СОБАКИ», М. ХЭДДОН
НЕ НАДО ВРАТЬ
«Я не люблю театр!» – яростно бросает зрителю герой Шамиля Хаматова, вглядываясь в лица сидящих в зале. Отчаянный больной вопль – персонажа? актера? – вырывается за рамки спектакля о подростке-аутисте. Это и протест против того театра, что как будто не слышит, что у всех нас на душе сегодня. И ответ на вранье газет, на фальшь гигантского политического ТВ-представления, продуцирующего ненависть. Спектакль Егора Перегудова, где в центре странный подросток, болезненно реагирующий на малейшую фальшь, затрагивает самые тонкие струны души, помогает очнуться, прийти наконец в себя. История распавшейся семьи (жена сбежала с любовником, бросив на мужа трудного подросткасына) легко проецируется на общество: кому-то «пора валить», кому-то – мучиться с «особенностями развития». Через изгороди чужих имен, обычаев, нравов (пьеса британская, по роману-бестселлеру Марка Хэддона) мы видим себя, но как будто в сравнении, с поправкой на добрых, всегда готовых помочь полицейских, приветливых старух-соседок и по-матерински заботливых школьных учительниц. Правда, наши мамы не бросают детей-аутистов, но, по статистике, их почти всегда бросают отцы. Папа Кристофера (тонкая, психологически выверенная работа Сергея Гирина) самоотверженно тянет на себе дом, но ему не хватает воли сказать сыну правду, – и он лжет, что мать умерла. Нелли Уварова, которая ведет проект РАМТа по поддержке художниковаутистов и хорошо знает тяготы жизни таких матерей, добивается почти невозможного: заставляет понять чувства молодой прелестной женщины, убежавшей в попытке обрести любовь и счастье, и простить ее. Перед нами чужой мир, совсем не похожий на наш. Но силой и магией игры Шамиля Хаматова мы видим этот мир глазами Кристофера – через его напряженную настороженность, одиночество, зажатое внутри смятение. И узнаем этот опасный, недобрый мир. Убийство собаки разрастается во вселенскую катастрофу, открытие, кто это сделал, толкает на отчаянный шаг, на бегство в никуда. И нам знаком этот страшный безумный бег вслепую – по стеночке, чтобы не заблудиться, не упасть, не пропасть. Спасаясь, мы, также как Кристофер, зажимаем уши руками – не слышать! И также глухо и тупо мычим, когда ноет душа.
Режиссер Е. Перегудов. Сценография и костюмы А. Дашевской. Видеопроекции Ю. Михеевой. Композитор С. Филиппов.
См. также:
|
|
|