Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
13.05.2015

«БЕГ», М.А. БУЛГАКОВ

ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН


Режиссерский выбор булгаковского «Бега» – снайперское попадание в нерв сегодняшнего дня. Временная дистанция укрупняет все поднятые темы: битва за Крым, вечная русская неприкаянность жертв и жгучая вина участников событий, поистине экзистенциальный вопрос – бежать или оставаться, пустить корни на чужбине или вернуться, «приезжать на Родину для смерти», – рождают ощущение захода на новый круг нашей истории, из которого нельзя вырваться.
Юрий Бутусов использует главный «ключ» Булгакова – жанр «сновидений» и рисует масштабное полотно бесконечного наваждения, от которого не получается очнуться. Необходимые ему краски он берет отовсюду. От звучащего, как вызов, украинского «Океана Эльзы» до стройного Штрауса. От ленинградской поэзии, в которой хранится код петербургской культуры (Бродский, Довлатов, Володин), до бытовых подробностей вечной русской маеты вроде клетчатого челночного баула в руках вчерашнего приват-доцента. От трагической клоунады до тончайшего психологизма – их метаморфозы особенно удаются Сергею Епишеву (Голубков): вот он осознает, что позволил впутать себя в паутину предательства, а вот уже лихо декламирует на стамбульской площади дурацкие стишки, сознательно втаптывая в грязь остатки достоинства. От театральных метафор (вроде «ангела смерти» – девушки, которая бродит вслепую среди живых, легко касаясь всех подолом своего платья, и безошибочно выбирает умершего раньше смерти Хлудова), до психоделического опасного транса (на долю Екатерины Крамзиной – Серафимы приходится изматывающая агония пролога: лихорадка, озноб, бред, бессмысленная помощь случайных людей, дающих напиться из ломких пластиковых стаканчиков).
А между тем, выбор трагических марафонцев русской истории, перед которыми, кажется, открыт весь мир, отнюдь не велик. Пустить себе пулю в лоб, как Хлудов (Виктор Добронравов), разменять генеральскую судьбу на дурную бесконечность тараканьих бегов, как Чарнота (Артур Иванов), или торжественно, просветленно вернуться домой, на заклание НКВД (или ее последователей), как голубиные души – Голубков и Серафима.


Режиссер Ю. Бутусов. Художник-сценограф А. Шишкин. Художник по костюмам М. Обрезков.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005