Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
13.05.2015

«ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА», Ж. ОФФЕНБАХ

ГРЕКИ НА НОВОМ АРБАТЕ

Пародия на гомеровскую «Илиаду», злая сатира на современные общественные нравы, насмешка над оперными штампами и просто развлекательная история – все это французский композитор Жак Оффенбах вложил в оперетту «Прекрасная Елена», написанную и поставленную в Париже в 1864 году. Режиссер «Геликон­-оперы» Дмитрий Бертман не стал менять замысла автора. Из массы действующих лиц – сплошь античных богов и героев – он заварил на сцене кутерьму, в которой смешаны комические куплеты и актуальные разговорные диалоги. Комедия комедией, но серьезный подтекст тоже есть: как напоминает режиссер, греческие цари в оперетте Оффенбаха забавляются, ни о чем не думая, на пороге общественных потрясений.
Бертман создал спектакль­-феерию, спектакль-­шоу, в котором в веселую игру включены все, даже дирижер. В момент препирательств персонажей, кто из них самый главный, глава оркестра бросает смычок и поет куплеты о себе самом – в театре главном и горячо любимом. Несуразица продолжена в сценической картинке: посреди лестниц и колонн античного храма красуется современный спа­-салон, где делают массаж главной героине – Елене, той самой, похищенной Парисом жене спартанского царя Менелая, из-­за которой началась Троянская война. Здесь боги и герои все на редкость бестолковые и тщеславные, щеголяют кто в древних туниках с кроссовками, кто в наложенных синтетических мускулах или в молодежном прикиде наших дней. Атмосфера дорогого курорта с тусовками и пляжными вечеринками способствует всеобщей расслабленности. Бертман, чья труппа временно проживает в здании на Новом Арбате и нетерпеливо ожидает окончания затянувшегося ремонта родного помещения на Большой Никитской, включил в текст напоминание о своем театре. Герои спектакля по ходу дела разгадывают загадку «Что такое “геликон”?». Как известно, варианты ответа могут быть разные: гора в Греции, инструмент оркестра... Но «Геликон» в «Прекрасной Елене» – это, конечно же, московский оперный театр, тот самый, что после некоторого забвения вернул на столичную сцену искрометную музыку Оффенбаха.
Режиссер­-постановщик Д. Бертман. Музыкальный руководитель и дирижер В. Понькин. Сценография и костюмы Г. Шоргхофера.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005