|
|
Майя Крылова
13.05.2015
«ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА», Ж. ОФФЕНБАХ
ГРЕКИ НА НОВОМ АРБАТЕ
Пародия на гомеровскую «Илиаду», злая сатира на современные общественные нравы, насмешка над оперными штампами и просто развлекательная история – все это французский композитор Жак Оффенбах вложил в оперетту «Прекрасная Елена», написанную и поставленную в Париже в 1864 году. Режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман не стал менять замысла автора. Из массы действующих лиц – сплошь античных богов и героев – он заварил на сцене кутерьму, в которой смешаны комические куплеты и актуальные разговорные диалоги. Комедия комедией, но серьезный подтекст тоже есть: как напоминает режиссер, греческие цари в оперетте Оффенбаха забавляются, ни о чем не думая, на пороге общественных потрясений. Бертман создал спектакль-феерию, спектакль-шоу, в котором в веселую игру включены все, даже дирижер. В момент препирательств персонажей, кто из них самый главный, глава оркестра бросает смычок и поет куплеты о себе самом – в театре главном и горячо любимом. Несуразица продолжена в сценической картинке: посреди лестниц и колонн античного храма красуется современный спа-салон, где делают массаж главной героине – Елене, той самой, похищенной Парисом жене спартанского царя Менелая, из-за которой началась Троянская война. Здесь боги и герои все на редкость бестолковые и тщеславные, щеголяют кто в древних туниках с кроссовками, кто в наложенных синтетических мускулах или в молодежном прикиде наших дней. Атмосфера дорогого курорта с тусовками и пляжными вечеринками способствует всеобщей расслабленности. Бертман, чья труппа временно проживает в здании на Новом Арбате и нетерпеливо ожидает окончания затянувшегося ремонта родного помещения на Большой Никитской, включил в текст напоминание о своем театре. Герои спектакля по ходу дела разгадывают загадку «Что такое “геликон”?». Как известно, варианты ответа могут быть разные: гора в Греции, инструмент оркестра... Но «Геликон» в «Прекрасной Елене» – это, конечно же, московский оперный театр, тот самый, что после некоторого забвения вернул на столичную сцену искрометную музыку Оффенбаха. Режиссер-постановщик Д. Бертман. Музыкальный руководитель и дирижер В. Понькин. Сценография и костюмы Г. Шоргхофера.
См. также:
|
|
|