|
|
Ирина Алпатова
16.04.2015
«ВИШНЕВЫЙ САД», А.П. ЧЕХОВ
ЛЮДИ-ДЕРЕВЬЯ
В нынешней театральной Москве чеховские «вишневые» сады высаживаются и вырубаются с завидным постоянством. Свой вариант прочтения знаменитой пьесы предложил Игорь Яцко, сыгравший в своем спектакле и роль Гаева. Постановка Яцко получилась очень стильной, многослойной и словно бы многожанровой. Чеховское определение комедийности происходящего во многом сохранено и не единожды подчеркнуто. Смешон сам Гаев (Яцко), так и не повзрослевший ребенок, которого кто-то научил велеречиво произносить трогательные банальности. Комичен Фирс (Олег Охотниченко), не глуховатый старичок, но словно сказочный домовой: в огромных валенках, с приплясывающей походкой, умением властно заставить всех слушать свои монологи-воспоминания и вечно таскающий с собой детский костюмчик постаревшего барина. Уморительно темпераментна Шарлотта (Мария Зайкова), готовая не только фокус показать, но, кажется, и сальто закрутить – вот прямо сейчас, несмотря на прожитые годы. Комичность режиссер отбирает разве что у Раневской (Людмила Дребнева), которая играет будто бы заглянувшую в другую пьесу на огонек актрису Аркадину, умеющую театрально и звучно страдать, а также декламировать. И, пожалуй, у замечательного Лопахина (Кирилл Гребенщиков) – умного, спокойного, выдержанного, но не находящего в себе сил воспринимать всю эту «комедию» без здравого недоумения. Но Игорь Яцко, насыщая свой спектакль психологическими подробностями, не забывает и о других способах актерского существования, меняющих эмоциональные акценты спектакля. Жизнь реальная вдруг сменится почти «мистериальными» фрагментами. И кажется, что любое дерево из этого сада вдруг обретет душу – душу того или иного персонажа этого жизненного «сада», хотя вишневых деревьев с цветами и плодами вы здесь не увидите. Художник Николай Симонов подвешивает над сценой деревянные панели с большими прозрачными стеклами. И уже на этих стеклах чеховские герои, вооружившись ведерками с кистями, рисуют ветки, листья. Кто как умеет, каждое стекло-дерево становится непохожим на другое. Как и все эти люди, «сросшиеся» с садом, который в спектакле Яцко – это уже часть прошлого. Почти призрачного, и не известно, существовавшего ли в действительности или только в мечтах и фантазиях актеров-персонажей.
Режиссер И. Яцко. Сценограф Н. Симонов. Художник по костюмам В. Андреев.
См. также:
|
|
|