|
|
Ольга Фукс
15.04.2015
«ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ», ПО В. ЕРОФЕЕВУ
ВЗЯТЫ НА ПРИЦЕЛ
Можно только догадываться, почему Марк Захаров назвал свой спектакль «Вальпургиевой ночью», ведь его основой стала поэма «Москва – Петушки», в канву которой вплетены и вышеназванная пьеса, и «Записные книжки» и другие произведения Венедикта Ерофеева. Возможно, ему захотелось сравнить нынешнее время с давшей название пьесе ночью ведьм, безумия, морока, наваждения, которое хочется поскорее сбросить с себя. Сценография представляет собой недра какого-то адского механизма с выдвигающимися панелями, микросхемами и бегущими по плазменным панелям цифрами. Над сценой блуждает огромная красная точка на пересечении двух линий – то ли последнее видение Венички, расплавленная буква Ю, то ли прицел безумного снайпера, который, будьте уверены, не промахнется. Веничку играет Игорь Миркурбанов, причудливо вернувшийся к своему мастеру Марку Захарову после отъезда в Израиль с группой Евгения Арье, долгого отсутствия и яркого возвращения на московскую сцену в спектаклях Константина Богомолова. Актер, несущий в себе пьяняще-опасное чувство абсолютной свободы, Миркурбанов играет или, точнее, проживает ту русскую тоску, то бессилие мыслящего человека, которое не зальешь ни зубровкой, ни хересом. А бездны и выси святой русской литературы, без контекста которой Веничка не мыслит своего существования, ее только усиливают. Александре Захаровой досталась совокупная роль Родственной Души Писателя – женщины из тех, кто не столько разумом, сколько бабьим чутьем почувствует неприкаянность этого странного страдальца. И пожалеет. И не сделает ему роковой укол в психушке, поможет выпутаться из беды, присмотрит за его ребенком-сиротинкой. А как почувствует, так и поймет. А между ними – россыпь всевозможных фриков, среди которых особо выделяется парочка Митричей, дедушки и внучека (Сергей Степанченко и Дмитрий Гизбрехт – остро-эксцентричная, жутковатая игра последнего подчеркивает стремительную деградацию народа, что едет ежедневно из Москвы в Петушки). Этот образ – прикольного, злобного клоуна-убийцы – и приняла слепая судьба.
Постановка: М. Захаров. Художник-постановщик А. Кондратьев. Художник по костюмам И. Белоусова.
См. также:
|
|
|