|
|
Майя Крылова
14.04.2015
«ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА», К.В. ГЛЮК
ПЕВЕЦ И КОРОЛЕВА
К 300-летию со дня рождения Кристофа Виллибальда Глюка на малой сцене театра поставили самую известную оперу композитора. Партии Орфея, Эвридики и Амура исполняют студенты факультета музыкального театра РУТИ. Артисты балета, миманс, хор и оркестр предоставлены Музыкальным театром. Новый спектакль, в основе которого античный миф о великом певце Орфее, полон аллюзий на реальную историю XVIII века. Известно, что Глюк был учителем музыки французской королевы Марии-Антуанетты (той самой, которой в революцию отрубили голову): он учил австрийскую принцессу в те времена, когда она жила в Вене. Королева знала и любила оперу наставника об Орфее, поэтому постановщик Ирина Лычагина перенесла действие в королевский будуар – и спектакль приобрел камерный характер. Даже духи ада, запертые в клетке под присмотром пляшущих фурий с хлыстами в руках, здесь выглядят уютными бесенятами. А тени в царстве забвения, медленно прогуливаясь, сдувают золотую пыль веков со страниц раскрытых книг. Марию-Антуанетту режиссер сделала одним из персонажей – не поющим, а танцующим. История Орфея и Эвридики разыграна как придворное представление в излюбленном XVIII веком жанре оперы-балета. А королева то смотрит это представление, то вместе с придворными дамами грациозно порхает в дивертисменте. Когда Орфей спускается в ад, откуда он хочет вызволить любимую, но безвременно умершую жену, его окружают персонажи, похожие на переодетых придворных, а может, на приглашенных двором артистов. Амур, который приносит благую весть Орфею, кокетливо нацепляет бутафорские крылышки поверх нарядного дамского платья. Ближе к финалу появляется и король в горностаевой мантии. Спектакль заканчивается большим балетным фрагментом, Мария-Антуанетта волей режиссера проявляет отнюдь не королевскую, а женскую склонность к Орфею, а придворные с удовольствием поедают белоснежный торт в виде отрубленной головы. Это еще одна аллюзия, вернее, цепь аллюзий – и на «биографию» Орфея (его, по преданию, убили вакханки), и на казнь Марии-Антуанетты, и на нравы XVIII века, который даже трагедию зачастую умудрялся приодеть в лукавую, двусмысленную насмешку.
Режиссер-постановщик и хореограф И. Лычагина. Музыкальный руководитель постановки и дирижер Т. Зангиев. Художник-постановщик и художник по костюмам К. Автандилова.
См. также:
|
|
|