|
|
Майя Крылова
14.04.2015
«ПИКОВАЯ ДАМА», П.И. ЧАЙКОВСКИЙ
КЛЯНЯ СВОЮ СУДЬБУ
Знаменитый драматический режиссер Лев Додин в Европе известен и как оперный постановщик. Но у нас он музыкальных спектаклей не ставил, и «Пиковая дама» – его авторский дебют на родине. Перенося в Москву свою амстердамскую постановку 1998 года, Додин был уверен в ее непреходящей актуальности и почти ничего не поменял. Действие спектакля начинается там, где заканчивается пушкинский рассказ – в сумасшедшем доме. На фоне унылых стен бродят, кривляясь и дергаясь, несчастные безумцы, окружая Германа с всклокоченной шевелюрой и дикими, воспаленными глазами. На наших глазах он заново проиграет свою судьбу, которая, как видно, закольцована: от приступа к приступу героя гложет одно воспоминание. Владимир Галузин, поющий партию Германа с первой постановки, захватывает детальной проработкой распада личности, и в создании трагедии ему хорошо помогает дирижер Михаил Юровский. В этой постановке Додин до предела усложнил психологическую ситуацию. Как герой спектакля не совсем понимает, что ему хотелось больше – любви или денег, так и зрители до конца не поймут, что в галлюцинациях Германа истина, а что бред душевнобольного. В сценической картинке, созданной выдающимся сценографом Давидом Боровским, интерьеры больницы и приметы Петербурга так же смешаны в кучу, как мысли Германа. Когда больничная кровать покрывается зеленым сукном, это уже не кровать, а карточный стол. Похороны Графини становятся знаком крушения всех надежд. Но перед этим старая дама сыграет свои последние роли, сперва выйдя в сцене бала в образе Екатерины II, а потом преображаясь во врача в белом халате. Люди в этой «Пиковой даме» вообще ведут себя странно, так что здоровых подчас не отличишь от пациентов. Мало того что обитатели Обуховской больницы во многих эпизодах смешиваются с горожанами, отчего мир болезни и просто мир видятся синонимами, но и приятели героя с их фальшивым сочувствием на поверку оказываются врагами. А Лиза, решившаяся в своей отчаянной страсти идти до конца, играет с Германом в жмурки.
Режиссер-постановщик Л. Додин. Дирижер М. Юровский. Художник-постановщик Д. Боровский. Выпускающий художник А. Боровский. Художник по костюмам Х. Оболенски.
См. также:
|
|
|