|
|
Ирина Алпатова
16.03.2015
«ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ», Л.Н. ТОЛСТОЙ
ГОСПОДА ПРИ МУЖИКАХ, МУЖИКИ ПРИ ГОСПОДАХ
Художественный руководитель театра и режиссер Миндаугас Карбаускис посвятил новый спектакль своему учителю, Петру Фоменко, и одновременно вернул в репертуар театра пьесу Льва Толстого, которая была поставлена здесь 30 лет назад именно Фоменко и успешно шла в течение многих лет. И даже некоторые актеры остались при своих ролях. Михаил Филиппов попрежнему выдает темпераментные псевдонаучные спичи от лица профессора Кругосветлова, совершая пробежки по зрительному залу и обращаясь подчас непосредственно к публике, а Галина Анисимова не рассталась со своей Толстой барыней, героиней хоть и эпизодической, но весьма яркой в проявлении своих чувств. Сценограф Сергей Бархин для новой версии «Плодов просвещения» сочинил как зрелищное, так и весьма смысловое пространство. На сцене словно бы сошлись два мира – просторный и светлый господский с его огромным круглым столом, предназначенным не столько для трапезы, сколько для спиритических сеансов, и тесное пространство людской, вытянутое вдоль авансцены. Их разделяет невидимое зеркало, в которое каждый персонаж обязательно взглянет: пригладит кудри или внимательно рассмотрит морщинки. Зеркало естественным образом намекает на существование зазеркалья. Его границу можно легко перешагнуть, раздвинув руками столь же невидимую завесу. Эти параллельные миры все время пересекаются вопреки законам логики. Но у Карбаускиса в ходу логика сценическая, настоянная на игре. Социальные мотивы здесь найти трудно, да и никакого осовременивания режиссер не предлагает. Все одеты и причесаны по моде толстовских времен и честно отыгрывают авторскую историю, не настаивая на перекличках с днем сегодняшним. Зато игра явно удается как актерам опытным, так и молодым. На деятельного Фигаро в юбке похожа горничная Таня (Наталья Палагушкина), плетущая свои интриги во имя собственного замужества. Со вкусом истерит, порой переходя на собачий лай, Анна Павловна (Татьяна Аугшкап). Вальяжен и комичен далекий от жизни Звездинцев (Игорь Костолевский). А троица мужиков (Игорь Марычев, Виктор Запорожский и Сергей Удовик) частенько срывает аплодисменты: заковыристость толстовской речи накладывается на общий комизм ситуации. К тому же режиссер придумывает и ряд бенефисных эпизодов, в которых дано в очередной раз блеснуть, например, Светлане Немоляевой – Кухарке. Нынешний Театр Маяковского во главе с его художественным руководителем остается верен себе: режиссерские концепции отложены на потом, а главной персоной любого спектакля остается актер, способный как на уверенное плавание с помощью давно освоенного стиля, так и на пробу неизведанных приемов.
Режиссер М. Карбаускис. Пространство – С. Бархин. Художник по костюмам Н. Войнова.
См. также:
|
|
|