|
|
Лейла Гучмазова
16.03.2015
«ХОВАНЩИНА», М.П. МУСОРГСКИЙ
ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Попытка найти национальную идею в опере обычно приводит театр к сочинениям Мусоргского – если не к «Борису Годунову», то к «Хованщине». Композитор по обыкновению сам написал либретто для этой оперы, сделав пометку «народная музыкальная драма», и, хотя «Хованщину» не окончил, она со времен московской премьеры 1897 года поражает глубиной и размахом. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вложил в премьеру много сил и за три с лишним часа смог показать вечно актуальную на Руси оперную глыбу, не переборщив ни с мощью, ни с трагизмом. Те, кто слушал недавнюю «Войну и мир» на этой же сцене, легко представят масштаб представления. Время действия – раскол православной церкви, стрелецкий бунт, юный Петр I вместо сестрицы Софьи. Слышанный-переслышанный «Рассвет на Москве-реке» в исполнении ведомого Александром Лазаревым оркестра сразу погружает зал во мрак истории отечества, где смерть за идею была и остается частью жизни. Хор из стрельцов и народа ищет истину с иконами в руках и пирует за длинным деревянным столом. Знать плетет интриги и нагнетает страсти. По мере развития сюжета мрачность нарастает: Иван Хованский (прекрасный бас и лучший голос спектакля Дмитрий Ульянов) в собственных покоях не может укрыться от предчувствий, напрасно пытаясь отвлечься танцами плененных персидок и мелодиями настоящего армянского дудука. Любимца Софьи князя Голицына (Нажмиддин Мавлянов) посланцы Петра арестовывают в лучших традициях отечества, как диссидента-шестидесятника – по сцене летают листы найденной у него запрещенной литературы. Волевая Марфа (Ксения Дудникова) идет в огонь, увлекая за собой растерянного тенора Андрея Хованского (Николай Ерохин). Не смирившись с поражением, раскольники собираются на самосожжение в громадном сарае. Тут не дописанный Мусоргским финал продлен в наше время не концепциями, которых постановщики остереглись, а по факту: сделавший свою концовку оперы Владимир Кобекин написал монолог-заплачку для женского голоса. Кто же лучше русской женщины может оплакать все, что было, и все, что еще может произойти?!
Режиссер-постановщик А. Титель. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик А. Лазарев. Художник-постановщик В. Арефьев. Художник по костюмам М. Данилова.
См. также:
|
|
|