Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Лейла Гучмазова
16.03.2015

«ХОВАНЩИНА», М.П. МУСОРГСКИЙ

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Попытка найти национальную идею в опере обычно приводит театр к сочинениям Мусоргского – если не к «Борису Годунову», то к «Хованщине». Композитор по обыкновению сам написал либретто для этой оперы, сделав пометку «народная музыкальная драма», и, хотя «Хованщину» не окончил, она со времен московской премьеры 1897 года поражает глубиной и размахом. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-­Данченко вложил в премьеру много сил и за три с лишним часа смог показать вечно актуальную на Руси оперную глыбу, не переборщив ни с мощью, ни с трагизмом.
Те, кто слушал недавнюю «Войну и мир» на этой же сцене, легко представят масштаб представления. Время действия – раскол православной церкви, стрелецкий бунт, юный Петр I вместо сестрицы Софьи. Слышанный­-переслышанный «Рассвет на Москве-­реке» в исполнении ведомого Александром Лазаревым оркестра сразу погружает зал во мрак истории отечества, где смерть за идею была и остается частью жизни. Хор из стрельцов и народа ищет истину с иконами в руках и пирует за длинным деревянным столом. Знать плетет интриги и нагнетает страсти. По мере развития сюжета мрачность нарастает: Иван Хованский (прекрасный бас и лучший голос спектакля Дмитрий Ульянов) в собственных покоях не может укрыться от предчувствий, напрасно пытаясь отвлечься танцами плененных персидок и мелодиями настоящего армянского дудука. Любимца Софьи князя Голицына (Нажмиддин Мавлянов) посланцы Петра арестовывают в лучших традициях отечества, как диссидента­-шестидесятника – по сцене летают листы найденной у него запрещенной литературы. Волевая Марфа (Ксения Дудникова) идет в огонь, увлекая за собой растерянного тенора Андрея Хованского (Николай Ерохин).
Не смирившись с поражением, раскольники собираются на самосожжение в громадном сарае. Тут не дописанный Мусоргским финал продлен в наше время не концепциями, которых постановщики остереглись, а по факту: сделавший свою концовку оперы Владимир Кобекин написал монолог­-заплачку для женского голоса. Кто же лучше русской женщины может оплакать все, что было, и все, что еще может произойти?!

Режиссер-­постановщик А. Титель. Музыкальный руководитель и дирижер-­постановщик А. Лазарев. Художник­-постановщик В. Арефьев. Художник по костюмам М. Данилова.


 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005