|
|
Ирина Алпатова
15.02.2015
«БОРИС ГОДУНОВ», А.С. ПУШКИН
АЙ-ДА ПУШКИН!
По таким спектаклям, наверное, стосковалась широкая публика, уставшая от многочисленных экспериментов над классикой и желающая увидеть хрестоматийное произведение в чистом виде – с помощью театра, конечно, в котором будет соблюдена верность эпохе, а пушкинская народная трагедия получит традиционное воплощение. И на спектакле знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна эти ожидания не будут обмануты. Правда, и развесистой клюквы а-ля рюс здесь тоже наблюдать не придется – главным образом благодаря усилиям сценографа Фердинанда Вегербауэра, который словно бы перелистывает страницы старинного пушкинского издания. Действие спектакля Штайна разворачивается на сцене и в двух боковых проемах. Пространство большой сцены практически пусто и весьма строго. Здесь будет совсем немного массовых сцен: народные сходы да польские балы. Остальное же сценическое время отдано крупным планам персонажей в исполнении артистов «Et Сetera» и звездных гостей из других коллективов. Да еще иногда на задник проецируются изображения московских соборов или польских садов. Появление каждого персонажа переносит зрителя в новое место действия, которое тут же заново конструируется художником и режиссером. Вот Пимен (Борис Плотников) пишет свое «последнее сказанье» на фоне укрупненной развернутой летописи. Вот справа за длинным столом с кубками с вином плетут заговоры бояре, среди которых – умнейший и ярчайший Шуйский (Владимир Скворцов). А вот фонтан в виде львиной головы, на фоне которого сойдутся Самозванец (Сергей Давыдов) и Марина (Анастасия Кормилицына). А слева иноземные аристократы Мнишек (Сергей Тонгур) и Вишневецкий (Сергей Плотников) будут наблюдать танцы и сговор «детей». А вот почти сказочная корчма с печкой и грубым столом, за которым Хозяйка (Марина Чуракова) потчует беглых монахов. Сцены сменяют друг друга, перемежаясь затемнениями, отделяясь друг от друга черными занавесами. А Борис в достойном исполнении Владимира Симонова может в гордом царственном одиночестве покорить большую сцену своими горькими монологами. Вот только «мальчики кровавые», появляющиеся не в одном воображении царя, но и вживую перед зрителями, немного упрощают происходящее, добавляя ненужной здесь сентиментальности. Ведь понятие «совесть» вряд ли нуждается в таких визуально-дидактических подпорках.
Режиссер П. Штайн. Художник Ф. Вегербауэр. Художник по костюмам А.М. Хайнрайх.
См. также:
|
|
|