|
|
Майя Крылова
14.02.2015
«ТАТЬЯНА», Л. АУЭРБАХ
ДЕВА НА ПОДОКОННИКЕ
Этот балет вызывает споры, что прекрасно: значит, зацепил публику за живое. «Татьяна» – третий балет Джона Ноймайера в афише Музыкального театра после «Чайки» и «Русалочки». Спектакли хореографа полны всякого рода аллюзий и ассоциаций, метафор и аллегорий. Музыку «Татьяны» написала композитор Лера Ауэрбах, она смешивает высокие материи – в духе молодого Шостаковича и позднего Шнитке – с цитатами из городского музыкального фольклора. Ноймайера интересуют реалии российской жизни, но он не стремится буквально иллюстрировать роман Пушкина. Куда интереснее ему «общечеловеческий» спектакль о сложностях любви, фатальных несовпадениях чувств и столкновениях характеров. Действие поэтому не привязано к пушкинской эпохе, оно свободно варьируется во времени, как и хореография, в которой высокая классика живет на равных с пластическим гротеском и бытовым жестом. Для любителей родных примет есть иллюстративные похороны честного дяди, самовар с бубликами и березки на фоне зимнего леса. Но персонажи живут то в советской довоенной (или послевоенной) деревне, то на мистической дуэли с черными призраками смерти, то на современном балу олигархов. Кордебалет одет в гимнастерки и ситцевые платья, в ушанки и кубанки, позже в вечерние туалеты наших дней. Лысый Онегин носит и фрак, и водолазку, и клубный пиджак в цветочек. Неистовый Ленский – в балете он не поэт, а композитор – щеголяет в джинсах. А диковатая Татьяна, ставшая главной героиней (балет назван в ее честь), любит задумчиво сидеть на подоконнике и играть с плюшевым мишкой, который преображается в огромного медведя из страшного девичьего сна. Деве даны видения: на сцене оживают персонажи прочитанных ею романов. Финальный – и прощальный – дуэт главных героев закольцовывает историю: движения героини в конце спектакля не случайно повторяют пластическую отповедь Онегина в начале балета. Танец, казалось бы, полон неуправляемой страсти: он молит, она отказывает, тайно любя. Эмоции почти вулканические, и вырваться из сладкого плена, кажется, невозможно, но в решающий момент Татьяна проявляет сильный характер – и в одиночестве снова мечтает на подоконнике.
Хореография, декорации и костюмы Дж. Ноймайера. Дирижер-постановщик Ф. Коробов.
См. также:
|
|
|