|
|
Елена Губайдуллина
15.01.2015
«ГОРЕ ОТ УМА», А.С. ГРИБОЕДОВ
ГРОЗА ПОСЛЕ БАЛА
Спектакль открывают балалайка, две гитары и бас-балалайка. Звучит музыка Александра Грибоедова. Среди музыкантов – режиссер спектакля Александр Яцко. Пиетет к музыке не случаен. «Спектакль сделан из одной пьесы и двух вальсов», – пояснил постановщик накануне премьеры. Музыка – естественное продолжение грибоедовского стиха, эмоциональный комментарий происходящего. Каждый слышит свои мелодии и звуки, кто-то не слышит ничего. Парадокс, но самым музыкальным оказывается князь Тугоуховский (Юрий Черкасов). Средь шумного фамусовского бала он танцует один, не обращая внимания на поднадоевшие условности света, словно втайне мечтает о свободе, страстно отстаиваемой Чацким. Но чудаков, будь то эпизодический или главный герой, в самодовольном, гламурном обществе напрочь не воспринимают. Московские «тузы» и чинопочитатели даже не отторгают, а попросту не видят и не слышат «карбонария» Чацкого. Мятежный юноша, наивный максималист, каким играет Чацкого Артем Ешкин, тщетно бьется о непроницаемую стену. За ней – любимая Софья, дорогие воспоминания детства, уют и тепло, то, чего никогда у него уже не будет. Музыка Чацкого – музыка боли и сожаления. Нагнетаемое отчаяние сливается со свистом ветра, громом, безумным ржанием лошадей, заглушающим крик «Карету мне, карету!». Гроза врывается и в дом Фамусова, расшатывая налаженный, респектабельный быт. Так в финале. А в начале ничто не предвещает тревоги. В очень красивой полукруглой гостиной (прообраз декораций – ротонда архитектора Александра Бродского) богатый отец журит дочь, не сомневаясь в силе своих слов. Вывести из себя такого непросто. Твердо знающий, что делать и как себя вести, Фамусов подчиняет своему уставу и домочадцев, и гостей. Но искренне боится, когда кто-то, как Чацкий, живет и думает по-другому. Моложавый Фамусов Валерия Яременко – человек успеха, похожий и на родовитого дворянина, и на крутого современного бизнесмена. Но успех, как многое на свете, не постоянен. «Горе от ума» – всегда про нас. Спектакль Театра им. Моссовета, бережный к тексту, тонко совмещающий реалии XIX века и нашего времени, – еще одно тому подтверждение.
Постановка и сценография А. Яцко. Художник по костюмам В. Севрюкова.
См. также:
|
|
|