|
|
Ольга Фукс
17.12.2014
«НЮРНБЕРГ», Э. МАНН
СУДИТЕ ДА СУДИМЫ БУДЕТЕ
Пока «наверху» решают, как гордиться историей по единому учебнику, театр продолжает будить сознание и задавать проклятые вопросы. Алексей Бородин в «Нюрнберге» (по киноповести Эбби Манна, посвященной процессу над судьями Третьего рейха, обеспечившими фюреру законность его действий) как крупный ученый оппонирует поверхностному желанию упростить и подогнать историю под нужный формат. Место действия – условный старый ресторан Нюрнберга, где командированные американцы судят немцев: опросы свидетелей перемешаны с кабаретными номерами, в них участвуют вчерашние жертвы, стукачи и палачи. Бокалы и документы соседствуют на столах, а в людях борются потребность запомнить и потребность забыть кровь и страх Второй мировой и Третьего рейха. Время действия – 1947 год. Только что отпылал пожар самой страшной бойни, а в мире уже наступили первые заморозки холодной войны. В американской судебной команде раскол между обвинением и защитой выходит за рамки профессионального поединка: обвинительные приговоры против нацистов могут отпугнуть немцев, и Америка утратит влияние на Германию. Прокурор (Степан Морозов) опален увиденным в Дахау, а адвокат (Евгений Редько) убедителен, распределяя вину нацистов по всем странам: пакт Молотова – Риббентропа, соглашательство Папы Римского, деловые интересы американских поставщиков оружия Гитлеру. А раз так, значит, не надо сваливать наказание только на немцев. Герой Евгения Редько кажется непобедимым в этой судебной битве, но для режиссера он один из самых опасных людей: именно конформизм ради пресловутых геополитических интересов унавоживает почву для самых страшных режимов. Нет единства и среди подсудимых: большинство из них убеждены, что спасали мир от большевиков. И лишь Эрнст Яннинг (Илья Исаев) ищет причину безумия его родины, а значит, и своего собственного безумия. И блестящий адвокат Рольфе становится ему врагом. Этим текстом сценария 50-летней давности и своим строгим и стройным спектаклем Алексей Бородин предупреждает нас: есть дороги, вступив на которые уже невозможно повернуть назад.
Режиссер А. Бородин. Художник С. Бенедиктов. Художник по костюмам В. Комолова.
См. также:
|
|
|