|
|
Елена Левинская
15.11.2014
«СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ», А.Н. ОСТРОВСКИЙ
ТОЛЬКО ОДИН ПОЦЕЛУЙ
Если вы дама немного за тридцать, богомольны и уже 15 лет сидите дома одна, поскольку пожилой муж-миллионщик, развратник и пьяница, сам гуляет, а вам разрешает только в церковь, и если как раз у церкви вас вдруг нагло, в губы поцелует долговязый нахал лет 24, то что с вами будет? Сердце не камень, правда? Любовь и деньги – на этих двух главных интересах мира замешаны все пьесы Островского, но в «Сердце не камень» любовь богомолки к явному обормоту, как и интрига вокруг денег ее мужа, очерчены бегло и мотивированы недостаточно, отчего пьеса шла редко и успеха не имела. Питерский режиссер Григорий Дитятковский нашел остроумное решение: некоторую схематичность мотивов и образов он не утяжелил психологизмом, а перевел в условность забавной театральной игры. Ну да, вы в курсе, что его любовные клятвы – обман. Но что это меняет? Все уже закружилось и понеслось. Жена-богомолка (Анна Артамонова), забросив черное одеянье, врывается в сияюще белом, трепещущем! Трое молодцев, которые всегда на сцене и невидимками вмешиваются в действие, подхватывают ее – и она летит! Здесь не ходят – танцуют: по-змеиному вкрадчиво извивается знойная Аполлинария (Наталья Благих), в погоне за наследством выделывает умопомрачительные па племянник (Кирилл Лоскутов), кружится его распутная милашка жена (Кристина Гагуа), выбивает лихую испанскую дробь обольститель Ераст (Федор Урекин). Несущееся вскачь действие порой замедляется, и персонажи в исторических костюмах плывут в рапиде, а то и вовсе замирают картинками из старинной жизни, словно остановив время, – и кажутся совсем маленькими на фоне гигантских, под колосники, дверей. Эти роковые двери цвета тумана как врата в потустороннее: муж-миллионщик (Петр Смидович) вдруг вспомнил о душе (без стресса нет прогресса – его хватил кондратий). И незаметно старинная комедия начинает отсвечивать в сегодня. Не потому даже, что и сейчас немало ходит у нас миллионных состояний, из-за которых тоже перегрызаются глотки. А потому, что кондратий может случиться с каждым, – и встанешь один, как перст, перед таинственной дымчатой глубиной.
Режиссер-постановщик Г. Дитятковский. Художник-постановщик и художник по костюмам В. Фирер. Режиссер по пластике С. Грицай.
См. также:
|
|
|