Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
16.10.2014

«ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК», по одноименному рассказу Н.С. Лескова

О СВОЙСТВАХ СТРАСТИ

Любя Россию, Лесков не мог не видеть отталкивающих черт родины. Дикость нравов и тяга к бессмысленному душегубству в «Тупейном художнике» пронизывают общество сверху донизу: просвещенный граф, владелец крепостного театра, держит людей на цепи в подвале; священник сдает на верную гибель доверившихся ему беглецов; дворник, пустив гостя переночевать, по дурости перерезает спящему горло и тут же попадается. Однако Михаил Станкевич, инсценируя рассказ и желая быть современным, избегал банальных решений на тему ужасов крепостничества. Его спектакль – о любви вне времени и обстоятельств. Крепостные гример и актриса здесь скорее не злосчастные рабы похотливого графа, а сегодняшние парень и девчонка. Любу играет бывшая панк-вокалистка группы Dsh!Dsh! Евгения Борзых, Аркадия – актер РАМТа Михаил Шкловский.
Молодой постановщик сочинил целую партитуру мимолетных бессловесных встреч двух влюбленных (в рассказе встреч нет: графский «театр-гарем» строго охраняют): он и она, улыбаясь, переглядываются, пересвистываются, привольно носятся по движущейся двухэтажной конструкции. Сюжет развивается по Лескову, но драматизм растворен в россыпи легких забавных деталей и театральных условностей. На скотном дворе, куда сослали несчастную ослушницу, два теленка (Алексей Усольцев, Алексей Вакарчук) смешно машут веревочными хвостами и трогательно пристают к Любе с нежностями. Граф (Александр Фесенко) скорее клоун, чем зверь, – и тоже, чучело, лезет на сцену выступать, прилежно копируя интонации, подсказанные ему Аркадием. А завершает первый акт пышно костюмированное представление графского театра – 20-минутная опера в стиле барокко Александра Маноцкова в исполнении ансамбля N’Caged, сама по себе представляющая интерес для любителей современной академической музыки.
Некоторую дробность первого акта во втором вдруг сменяет близкая духу рассказа Лескова трагическая нота. Она звучит и в простом, но с высоким градусом напряжения финале. И в сыгранной на пределе открытой эмоции сцене, когда влюбленные на миг вырвались на свободу: в судорожном безмолвии пластики, в ожесточенных сближениях-отталкиваниях угаданы и самая суть страсти, и ее всегдашняя обреченность.

Режиссер М. Станкевич. Художник А. Вотяков.Композитор А. Маноцков.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005