|
|
Ольга Фукс
12.09.2014
«КУХНЯ», А. УЭСКЕР
ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ, ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ?
Поставить «Кухню» «рассерженного» Арнольда Уэскера посоветовал Константину Райкину Петр Фоменко. Кухня ресторана становится метафорой монотонного труда, жизни, запрограммированной на зарабатывание денег для поддержания жизни. К тому же кухня с рабочими-мигрантами – котел межнациональных конфликтов – становится зеркалом, в котором отражается близкий ко дну пласт общества, где обитают отверженные. Автор сам поработал в ресторане, отсюда точное знание предмета и сюрреалистические характеристики героев по их специализации – «отварная рыба», «разрубка туш», «холодные блюда». Константину Райкину удаются густонаселенные спектакли с элементами шоу и бешеным ритмом, который является здесь необходимым условием. Сверкающая кухня живет жизнью чудища, которое просыпается, зевает (сторож, спавший прямо на столе, растапливает плиты), наполняется гудением плит и энергией голосов, ритмичным перестуком ножей и наконец пускается в гонку за результатом, где все сводится к одному – успеть подать блюдо. «Энергия заблуждения», «возвышающий обман», «атака любовью» – краеугольные камни в этике театра Константина Райкина. Но сегодня он выбрал «Кухню», где возвышающий обман стал непозволительной роскошью. Услышать друг друга, достучаться до другого, вернуть себе вкус жизни, ее сложность, которая не сводится к элементарным обязанностям, – сегодня это требует колоссальных усилий. Вернуть себе голос, лицо, судьбу можно только ценой отчаяния и настоящей актерской кульминации. Как у Пола (Никита Смольянинов), который уперся в нерушимую стену непонимания между вчерашними приятелями (такое знакомое сегодня состояние!). Или у бунтаря Петера (Алексей Бардуков), который осознает гибель своей мечты, любви, будущего ребенка – и бросается наперерез заведенному механизму вселенской кухни. «Они работают, едят, я им плачу. Это и есть жизнь. Что еще нужно?!» – обращается прямо в зал директор ресторана (Алексей Якубов). «Бонусы» общества потребления можно продолжить: стабильность, доход, поездки... И спросить у себя: это и есть жизнь?
Постановка К. Райкина. Сценография Д. Разумова. Костюмы М. Даниловой
См. также:
|
|
|