Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Игнатюк
13.05.2014

«ДЕМОН», М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Этот спектакль будет неплохо смотреться на лермонтовском фестивале, в контексте трактовок произведений Лермонтова, куда непременно попал бы и крымовский «Демон. Вид сверху» из «Школы драматического искусства». В фантазии Сергея Землянского, являющей «версию без слов», тоже попытка «взгляда сверху», с высоты птичьего полета – оттуда, сверху, земных речей не слышно. Видно лишь общее движение жизни, картины жизни, фрески бытия.

Сам режиссер выступил и хореографом, представив нам «Демона» в стиле пластического символизма. Весь дизайн спектакля – это тотальная пластика: сцены, кулис, воздуха, людских передвижений, являющая нам лермонтовскую поэму в ее символах.

Психоделическая музыка погружает в некий инфернальный транс, в состоянии которого мы наблюдаем то, что происходит на небесах, а также то, что под ними. Обитель Демона (Дмитрий Чеботарев), состоящая из грозовых туч, – прямо перед нами. Сам он похож на современного андрогина из фантастических блокбастеров. В нем есть и порочность, и харизма, и душевное одиночество. Подобно змею, он соскальзывает с туч прямо на землю – туда, где призывно трубят музыканты, созывающие на свадебный пир, где прекрасная Тамара (Зоя Бербер) кружится в белой фате и где движется, как привидение, остов коня, подобно Харону, перевозящему мертвецов из царства живых в иные миры. На коне – убитый жених Тамары Синодал…

Пластика, заменившая стихотворный текст, создает некий мираж поэмы, одновременно загадочный и лаконичный. В этом мираже есть очень красивые и чувственные образы страсти, искушения, любви. Вот сражение Демона с Ангелом, охраняющим душу Тамары, – схватка света и тьмы, похожая на старинную фреску. Вот великое искушение Тамары, в коем задействованы все силы земного и небесного, вся магия сцены и ее воздуха: черные кулисы, захватывая с собой Тамару, взмывают вверх, унося ее от всего земного… После чего конь-Харон увозит ее прочь, а скорбный Демон растворяется в черной вечности.

Вероятно, подобных трактовок «Демона» может быть множество. Эта же хороша своей несомненной серьезностью и романтизмом, внесшим в современную мифологию лермонтовской поэмы возможность ее нового переживания.

Режиссер-хореограф С. Землянский. Художник-постановщик М. Обрезков. Композитор П. Акимкин.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005