|
|
Майя Крылова
13.05.2014
«ДОН КАРЛОС», ДЖ. ВЕРДИ
Джузеппе Верди, написавший «Дон Карлоса», слыл человеком, сочувствующим борьбе против разного рода угнетений. Сюжет трагедии Шиллера, по которому написано либретто, показался композитору подходящим поводом для выражения тираноборческих чувств. Королевский двор Испании XVI века, где развертывается действие, живет интригами и косностью: сожжение узников инквизиции здесь переживают как праздник, всякое живое чувство гасится на корню, а прогрессивные персоны вроде благородного придворного маркиза ди Позы гибнут от происков фанатиков. Понятно, что и несчастная любовь наследника престола Дона Карлоса к королеве Елизавете (бывшей невесте инфанта, у которого Елизавету отнял его собственный отец, король Филипп, сам женившийся на французской принцессе) приходит к трагическому финалу, чему способствует женская ревность.
Британский режиссер Эдриан Ноубл не стал осовременивать место и время действия, предпочтя этому более или менее точное следование эпохе. В его спектакле персонажи одеты в роскошные исторические костюмы из бархата и атласа, носят драгоценные диадемы и дворянские шпаги. По мнению режиссера, в «Дон Карлосе» не стоит нагнетать визуальные ужасы, как и показывать дизайнерский интерьер офиса в небоскребе вместо испанского монастыря и мадридской площади, ведь происки Великого инквизитора, создающего вокруг себя выжженное эмоциональное поле, в котором так или иначе вязнут все персонажи оперы, а также сцена сожжения еретиков и тотальное подавление инакомыслия сами по себе произведут нужное, разоблачающее, впечатление на современного зрителя. Правда, с режиссером не совсем согласен сценограф Тобиас Хохайзель. Он хотя и поддержал своими серыми декорациями (между стенами наполовину условного дворца навалены почерневшие сугробы) настроение всеобщей подавленности, но не стал искать буквального сходства с подлинными испанскими строениями того времени, зато символически заключил мысли и чувства людей в тесные коробки, на которые безостановочно, уныло и фатально падает снег.
Режиссер-постановщик Э. Ноубл. Дирижеры Р. Тревиньо, Д. Сагрипанти. Художник-постановщик Т. Хохайзель. Художник по костюмам М. Юнге.
См. также:
|
|
|