Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алла Шевелева
11.04.2014

«МЕРТВЫЕ ДУШИ», Н.В. ГОГОЛЬ

Кирилл Серебренников выпустил в Гоголь-центре русскую версию «Мертвых душ» – ремейк постановки 2010 года в Национальном театре Латвии. Визуально, музыкально и мизансценически новая версия копирует первый вариант. Смыслы, первоначально заложенные режиссером в структуру действия, на родной почве поменялись: спектакль из грустно-иронического стал тяготеть к печально-макабрическому. Герои из абстрактных чудаков превратились в хорошо узнаваемые российские типажи – пацанчика «с района» Ноздрева, депутата Собакевича, заполошную пенсионерку Коробочку и человека-помойку Плюшкина. Впрочем, Серебренников не настаивает на четких определениях – он акварельно намечает знакомые черты русских типажей.

«Мертвые души» разыгрывает сборная из десяти актеров-мужчин Гоголь-центра, каждый из которых на протяжении действия играет несколько ролей, включая женские. Работа по принципу «сегодня ты Гамлет, завтра статист» успешно применяется на практике. Например, побегав на четвереньках в своре бойцовских собак Ноздрева, артисты преображаются кто в Собакевича (Антон Васильев), кто в Коробочку (Олег Гущин), кто в Плюшкина (Алексей Девотченко). Режиссер намеренно уходит от выработанной годами традиции играть «Мертвые души» чередой бенефисов. Постановка Гоголь-центра опирается на ансамбль, где молодые и зрелые, заслуженные и начинающие актеры, постоянно меняя маски, воссоздают гоголевскую вселенную.

Светлая дээспэшная начинка сцены, костюмы на крючках, три стола и несколько автомобильных покрышек – тот скромный реквизит, при помощи которого разыгрываются сцены не только перед зрителями, но и перед Чичиковым. Приезжий авантюрист (его играет американец Один Байрон в очередь с Семеном Штейнбергом) попадает в западню, пытаясь приручить темную, дремучую и роковую стихию российской жизни. Загадочная Русь, ополчившая на героя сонм теней, терзает Чичикова, заставляя задаваться вопросом «Чего ты хочешь от меня?». В этом мужском хоре с ироничными вокальными номерами на музыку Александра Маноцкова только одна героиня – страна миражей и обмана, в очередной раз не дающая ответа режиссеру, завороженному ее многообразием.

Режиссер, автор инсценировки, сценограф, художник по костюмам К. Серебренников. Музыкальный руководитель А. Зверева.

 

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005