|
|
Алиса Никольская
12.02.2014
«ВОТ ВАМ, В СОТЫЙ РАЗ, РОССИЯ…»Определение жанра завораживает – «оратория-путешествие для солистов, народного хора и дворовой утвари». «Путешествие» здесь ключевое слово и для внешнего решения (вытянутая сценическая площадка с полосатыми колоннами-верстами напоминает дорогу), и для ритма, стремительного, задыхающегося. Спектакль-путь, спектакль-движение. По времени и во времени. Два человека, две исторические личности – французский путешественник и литератор Астольф де Кюстин и русский поэт Анна Ахматова – с разницей в 100 лет размышляют и рассказывают об одной и той же стране: де Кюстин – своим трактатом «Россия в 1839 году», Ахматова – поэмой «Реквием». И взгляд их, несмотря на временной разрыв, схож.Образ француза достался Дмитрию Куличкову, образ Ахматовой и других поэтов, чьи стихи звучат в спектакле, – Елене Камбуровой. Де Кюстин у Куличкова – любопытный, чудаковатый, временами сердитый, временами восторженный «иностранец»: сюртук со стальным отливом, остроносые ботиночки, растерянный взгляд, акцент. А с другого конца сцены на него печально, гневно и понимающе смотрит женщина в темном складчатом одеянии. Уж кому, как не ей, знать цену собственной стране. Наблюдения и выводы француза и трагические стихи сплетаются, соединяются в единое звуковое и смысловое полотно. Еще один полноценный участник происходящего – хор. Пятеро красавцев, три девушки и двое юношей, поют народные песни – от разудалых частушек до горестных плачей. А попутно вертят в руках колесо, вопрошая друг друга, доедет ли оно до Москвы или до Казани, смущают своей активностью француза и подхватывают пение женщины в черном. В какой-то момент читающий-поющий голос Камбуровой накрывает всю сцену. Действие становится ритуалом, обрядом, гипнотизирует. Будто оживают колокольни и кремлевские стены, образы Ивана Грозного и Емельяна Пугачева… Несмотря на легкую игровую форму, спектакль трудно смотреть. Много в нем боли, отчаяния, хотя режиссер оставляет возможность выдоха – финальной репликой Куличкова, уже сбросившего образ француза вместе с блестящим сюртуком: «А может, все-таки доедет?» Конечно, доедет. Автор инсценировки и режиссер О. Кудряшов. Музыкальный руководитель О. Синкин. Художник Н. Климовская. Хореограф М. Суконцева. Хормейстер Т. Пыхонина. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|