|
|
Ольга Фукс
16.01.2014
«КОМЕДИЯ ОШИБОК», У. ШЕКСПИРЮбилейный шекспировский год еще не успел начаться, а в Москве появились уже четыре новых «Гамлета», два «Отелло», «Мера за меру» и «Укрощение строптивой» (последние два названия не редкость в московской афише). Роберт Стуруа, который давно уже носит негласный титул шекспировского режиссера, выбрал раннюю «Комедию ошибок», не избалованную вниманием режиссеров. В ней он увидел отражение сегодняшнего состояния умов, парализованных страхом, когда люди не хотят признать очевидное (пусть и невероятное), а уж тем более проанализировать его и найти внятное объяснение происходящему.Это типичный спектакль Роберта Стуруа – с опознавательными знаками тревоги, расставленными музыкой Гии Канчели, со стильным пространством Георгия Алекси-Месхишвили вне времени и места, где у ног точно плещется кровавое море. С загадочными слугами просцениума (здесь они зовутся стражниками) в островерхих шляпах с непроницаемыми набеленными лицами. С родимыми пятнами памяти (так, девочка-помреж, что просит прощения за погасший во время действия свет, заставляет вспомнить о временах грузинской разрухи, когда спектакли доигрывались при свечах и зажигалках зрителей). И наконец, с той гипертрофированной театральностью в актерской игре, которая именно здесь заставляет вспомнить тбилисские спектакли режиссера. Старый отец в поисках пропавшего сына попадает в город, где ему грозит смерть, и герцог, издавший жестокий указ, становится заложником собственной жестокости: ему жаль старика. Здесь же оказываются два брата-близнеца с двумя близнецами-слугами, которых много лет назад разлучило кораблекрушение (ключевой шекспировский ход). Зеркальное сходство обеих пар порождает массу нелепых ситуаций и множит тревогу, ведущую к ключевому вопросу жизни – «Кто я такой на самом деле?», почти такому же ключевому, как «Быть или не быть?», который тоже звучит здесь, правда, по-немецки. И вместе с костюмами в стиле 1930-х немецкая речь заставляет вспомнить о бравурном по форме и чудовищном по сути времени. Заплетя все нелепости в тугой узел, Шекспир подводит своих героев к счастливой развязке, воссоединению братьев и влюбленных, желанной ясности. Но именно пафос счастливого финала, кажется, режиссеру сейчас почти невыносим – и он комкает его, как бумажку с неудавшимся наброском. Режиссер Р. Стуруа. Художник-постановщик Г. Алекси-Месхишвили. Композитор Г. Канчели. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|