|
|
Елена Левинская
15.11.2013
«ОТЕЛЛО», У. ШЕКСПИРФрейдистские подтексты, музыкальный строй от Баха до попсы, бешеная энергетика актерской экспрессии – и вы четыре часа как под гипнозом. С вами говорят на языке подсознания с помощью бессвязных, но мучительно страстных картинок-«снов», подписанных, как мелом по доске, обрывками каких-то фраз на экране. Рабочие сцены, которых вдвое больше, чем актеров, лавируя меж персонажами, вносят и уносят коробки, вешалки, кирпичи, детские игрушки, фикусы в горшках и тому подобное, напоминающее о чем-то любимом, знакомом, например о спектаклях Някрошюса, давнего кумира постановщика. Под надписью «памяти Андрея Краско» идет пантомима-клоунада. На тесной кухне Яго жарит и ест яичницу. Дважды полностью разбирается и собирается планшет сцены, а вы завороженно пребываете в самом, по слову Гоголя, приятном для русского человека положении, когда ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову.Изобилие ассоциаций и не сведенных воедино режиссерских намерений наводит на мысль об известном в искусстве явлении: художник, пытаясь выйти из кризиса, воплощает сам этот кризис. «А Муза и глохла и слепла/ в земле истлевая зерном/ чтоб после, как Феникс из пепла» – звучит со сцены ахматовское «Забудут…». И постепенно на ваших глазах история о мавре, задушившем кристально честную жену, оборачивается сегодняшней рефлексией на тему мужского страдания и женской неверности. Есть он – это не только Отелло, но и Яго, который в великолепном исполнении Тимофея Трибунцева воспринимается как безжалостный внутренний голос страдающего Отелло – Дениса Суханова. И есть она – все женщины мира: Дездемона Марьяны Спивак меняет парики, грим, костюмы, манеру поведения и, многоликая, рассыпается как персонаж. Лишь одно неизменно – губительная притягательность ее тела. Кульминацией становится блестящая «пресс-конференция» (у Шекспира это разговор Эмилии и Дездемоны): вопросы из зала задает Яго, а три женщины на сцене, тонко улыбаясь, говорят, что измена – такая малость, все зависит от цены. Это звучит очень правдиво и современно. Нет здесь ни верной Дездемоны, ни ее удушения, ни трагического прозрения и самоубийства Отелло. Только истерзанные он и она, сидя бок о бок в финале, обреченно глядят прямо вам в душу. Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Шишкин. Композитор Ф. Латенас. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|