|
|
Елена Левинская
14.10.2013
«Село Степанчиково и его обитатели»Не упустите возможность увидеть выдающееся исполнение роли! В традиционно «дорежиссерском» Малом театре всегда царил актер, однако работу Василия Бочкарева в роли Фомы Опискина делает выдающейся не только блестящая бенефисная игра, но и современное звучание. Поразительно, но в Малом, бегущем от радикальной режиссуры с ее острой социально-политической проблематикой, как черт от ладана, вдруг случился пугающе узнаваемый политический персонаж. В цитадели консерватизма – радикальное высказывание! Одно из двух: либо Малый сменил ориентацию, либо держава наша совсем прогнила.Никаких революций режиссер и автор инсценировки Антон Яковлев не устраивал. Все в лучших традициях Малого: зрелище увлекает почище сериала, костюмы в эпохе, а игра такая, что на выходы и уходы со сцены – заслуженные аплодисменты. Постановщик лишь переставил акценты: свел к минимуму ответвления сюжета и выстроил спектакль вокруг одной фигуры. Получилось всего два персонажа – Фома Опискин и обитатели Степанчикова. Власть и законопослушные граждане. Этот Фома появляется всегда внезапно, откуда не ждали, и кажется, что он везде. Василий Бочкарев, соединяя высокий профессионализм с сумасшедшим куражом импровизатора, напрямую обращается к залу как к селу Степанчикову – и подсаживает зрителя на иглу дьявольского красноречия своего героя. Актер вскрывает самую суть власти – механизм политической манипуляции. Высший пилотаж его игры – в двойственности сценического существования: он одновременно и Фома, и актер, подвергающий вас психической атаке Фомы. Если при чтении повести герой Достоевского, тяжелый демагог-упырь, вызывает чувство сродни удушью, то герой Василия Бочкарева, бесноватый, но обаятельный юродивый, вызывает сначала оторопь, а потом восторг, экстаз, головокружение. Бешенству энергии, с какой он плетет свой вдохновенный бред о морали и нравственности, всю эту липкую паутину слов, невозможно противостоять. Какой русский не любит бредовых речей! В телевизоре или на митинге – внимаем, разинув «варежку». И вдруг ловишь странный, не совпадающий с тем, что происходит, взгляд актера – насмешливый, как будто из-под маски: «Ага, купились!» Режиссер А. Яковлев. Художник Н. Слободяник. Художник по костюмам О. Ярмольник. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|