|
|
Ольга Игнатюк
15.09.2013
«Полеты с ангелом. Шагал», З. СагаловТеперь московская серия «ЖЗЛ» пополнилась сюжетом о художнике Шагале, которого сыграл Сергей Юрский в спектакле собственной режиссуры. Пьеса – в стихах, что усиливает поэтическую тональность рассказа, действующие лица которого в общем-то фигуры поэтического вымысла. К тому же каждый здесь играет по нескольку ролей, преображаясь в окружающий контекст этого жизнеописания. Сам Юрский – Шагал, а также Шмерц, Сандрар, дядя Исроэл, Бадхен, Луначарский. Анна Гарнова – Белла, а также Ангел и Антуанетта. Людмила Дребнева – революционерка Лушка, а также «Сожженная картина».Однако поэтический сказ о Шагале основан на реальных событиях, и мы имеем синтез поэтической версии и биографической хроники. Эта «жизнь в стихотворных диалогах» простирается от родного Витебска до Франции, где под Ниццей, в Сен-Поль-де-Ванс, на 98-м году, ушел из жизни Шагал. Между Витебском и Францией были Петербург, революция, должность уполномоченного по делам искусств в Витебске, московский Еврейский Камерный театр, Вторая мировая война, Америка и, вопреки непониманию на родине, крепнущее признание за рубежом: ему рукоплескали Европа и Америка, его картины украсили лучшие музеи мира и плафон парижской Гранд-опера расписан именно им. Диалоги с Мамой и диалоги с Беллой, двумя главными женщинами его судьбы, держат композицию действия. Жена Белла – муза всей жизни, с ее именем связана любовная тема всего его творчества, и с очень многих полотен смотрят на нас ее глаза. У Шагала были и другие женщины, другие жены, в спектакле же есть только Белла – темноглазая, живая и грациозная. Она же, конечно, и Ангел Шагала. Диалоги с Мамой (ее играет Наталья Тенякова), реальные и воображаемые, – пожалуй, самое трепетное в жизни Шагала. Это Мама всепонимающая, Мама благословляющая, сопутствующая жизненным устремлениям сына, любящая до последней минуты и вечно взирающая с небес… Постоянно пребывая на острие ощущения жизни, взрывая своими темпераментными шутками любую ситуацию и делая смешным даже самое печальное, эта Мать – истинная заступница, опора мироздания. Юрский же, как мы понимаем, абсолютно сомасштабен личности Шагала. Мы не видели Шагала и не знаем, каким он был в жизни, но тот резкий драматизм, то трагическое ощущение мира и жесткая парадоксальность мысли и чувства, которыми Юрский наделяет Шагала, наверняка не были чужды великому художнику, пережившему множество исторических катаклизмов и ударов судьбы. Продюсер Л. Роберман. Сценическая версия и постановка С. Юрского. Художник М. Рыбасова. Художник по костюмам А. Нефедова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|