|
|
Юлия Асеньева
15.09.2013
«Царь Федор Иоаннович», А.К. ТолстойСо времени правления царя Федора Иоанновича прошло чуть больше 400 лет, но между той эпохой и нынешней очень легко провести исторические параллели. Все узнаваемо: и заговоры, и борьба за власть. Но режиссеру Борису Морозову, поставившему пьесу «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, интереснее не череда политических интриг, а люди, которые пишут историю Государства Российского.Режиссер посвящает свою премьеру 150-летию К.С. Станиславского, открывшего постановкой «Царя Федора» Художественный театр. Но если Станиславский считал главным действующим лицом этой пьесы народ, то Морозов ставит спектакль о человеке, который рожден царем, и это его крест. Федор, каким играет его Константин Денискин, милосерден и добр, он не готов вести дела государственные по-прежнему, как вел их его отец Иоанн Грозный. Царь пытается, если говорить сегодняшним языком, найти компромисс и примирить Годунова и Шуйского, вождей двух политических течений, возникших в государстве. Конфликт Годунова и Шуйского – исторически выверенный в спектакле – рассматривается режиссером не только как борьба за власть. Это конфликт двух противоположных систем правления государством, и каждый из вождей уверен, что печется только о судьбе России. Шуйский (Валерий Абрамов) – силач-бородач: он и на медведя, и на соперника кинется без страха. Но он живет по старым заветам, не признает политической гибкости и считает царя слабовольным. Представитель новой модели правления Годунов (Николай Козак) предан царю Федору (рефлексия настигнет этого героя позже), полон сил, энергии и молодого задора. Однако он уверен, что цель иногда оправдывает средства и решается на самое тяжкое из преступлений – убийство младенца, царевича Дмитрия. Козак играет Годунова как трагического героя, и становится страшно, когда Федор, доверявший ему, начинает понимать, что на самом деле случилось. Примирять брата и мужа выпадает на долю царице Ирине. Героиня Алисы Богарт, вынужденная наблюдательница политических интриг, нежна и женственна. Но есть в ней упорство и душевная твердость Годуновых, их ум и трезвый расчет. Борис Морозов умело использует исторические детали и выстраивает массовые сцены. Но самая первая – затравленный в клетке медведь – становится эпиграфом к спектаклю. В начале спектакля оголтелая толпа челяди, подталкиваемая боярами, лезет с батогами в клетку, дразня зверя. А потом те же бояре будут бороться за трон и травить законного царя... Что тут поделаешь, благо государства – высший закон. Режиссер-постановщик Б. Морозов. Художники Б. Морозов и М. Смирнов. Художник по костюмам Е. Предводителева. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|