Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
17.04.2013

«Стеклянный зверинец», Т. Уильямс

Туфан Имамутдинов поставил в Театре наций свой третий спектакль – «Стеклянный зверинец» с Мариной Нееловой в роли Аманды. Для Нееловой это второй спектакль по Теннесси Уильямсу и третья уильямсовская роль (в «Сладкоголосой птице юности» она играла одновременно мертвую молодость и жизнелюбивую старость – Хэвенли и Космонополис). Теперь ей выпало сыграть мать – нелепую, вздорную, смешную, чудовищную, жалкую, прозорливую и слепую одновременно, ради которой Марина Неелова предъявила публике свой блистательный дар трагической клоунессы.
На сцене – двухэтажная модель жизни (художница Елена Степанова). Внизу – блеклый дом со стенами как будто из картона, заваленный разноцветными бюстгальтерами (поденщина Аманды). Она все время что-то подшивает, перекраивает, наметывает на живую нитку – брюки сына, платье дочери, его будущее, ее счастье. Ее вечно видишь с иголкой, на ходу подшивающую одежду прямо на человеке – получается вкривь и вкось, с болезненными уколами.
Единственным украшением первого этажа становятся тени от стеклянных коней и единорогов Лауры. Зато второй – «вокзал мечты», где поет виолончель, и у Тома рождаются стихи. Но настоящая жизнь протекает на первом – не в доме-крепости, а в картонной коробке, набитой стеклянными игрушками и хрупкими душами. Разломать эту коробку, перебить игрушки и души ничего не стоит – достаточно лишь неосторожного движения, которое и совершает гость семейства Джим (Павел Кузьмин) – человек тонкий и чуткий. И честный – именно это качество меньше всего показано странному семейству Уингфилд, где все пытаются укрыться от правды в тумане иллюзии: Лаура (Алла Юганова) – в заботах о стеклянном зверинце и звуках двух отцовских пластинок, Аманда – в тщетных хлопотах устроить судьбу хромоножки-дочери за счет судьбы сына Тома, которого она ошибочно считает сильнее сестры, и, наконец, Том (Евгений Ткачук), прототип самого Уильямса, – в кино и мечтах о жизни моряка. Впрочем, силы вырваться физически у него хватает: не так уж сложно прорвать картонную стену. Но он не может освободиться морально – стереть из памяти картонную коробку со стеклянными лошадками, дождь, барабанящий по парадному сервизу, и темноту на званом обеде (последствия неуплаты за электричество ради взноса в торговый флот сказались именно тогда, когда в дом был приглашен потенциальный жених). Зато жгучий стыд станет весомым вкладом в будущее писательство.
Ставя биографическую пьесу Уильямса, режиссер сознательно или невольно избегает кульминаций: путь к окончательному краху семьи – безумию дочери, бегству сына – на удивление, плавный. И похож на течение болезни без обострения: симптомы – депрессия, отчуждение и взаимная глухота родных людей, состояние – стабильно тяжелое.
Режиссер Т. Имамутдинов. Художник Е. Степанова. Художник по костюмам А. Бугаева.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005