|
|
Елена Губайдуллина
17.04.2013
«Страх и нищета в Третьей империи», Б. БрехтВ 1938-м Бертольт Брехт написал двадцать четыре страшные сцены из жизни немцев времен Третьего рейха. Режиссер Александр Коручеков выбрал из обширной пьесы пять историй, сложив своеобразную психологическую сонату. Темы страха и отчаяния разрабатываются с разными вариациями. Меняются ситуации, эмоциональное напряжение то растет, то ослабевает. Неизменным остается лишь гнетущее ощущение плена. И внешнего – фашиствующие молодчики снуют везде и вот-вот схватят за малейшую провинность. И внутреннего – страшно оставаться даже наедине с собственными мыслями.Формально практически все участники событий из «Страха и нищеты» свободны: общаются с возлюбленными, детьми, коллегами, мужьями и женами. Но в стране, состоящей «из двух миллионов шпионов и восьмидесяти миллионов подвергаемых шпионской слежке», обычное существование – непозволительная роскошь. Наклонная конструкция из реек превратила сцену в подобие клетки. И делать вид, что это кафе, квартира или административный офис, удается недолго. Все живут как в тюрьме, боятся проговориться, то и дело выключают радио, особенно когда передают Бетховена. Мятежные порывы его музыки тревожат сознание. Так происходит с молоденькой горничной (Евгения Борзых), униженной самоуверенным штурмовиком (Вячеслав Чепурченко), и с родителями (Игорь Петров и Луиза Хуснутдинова), до смерти испугавшимися, что собственный сын донесет на них куда следует, и с любящими супругами (трепетно сыгранными Ольгой Красько и Михаилом Станкевичем), вынужденными расстаться из-за того, что она – еврейка, а он – немец. Обостряются амбиции подлецов, ломаются слабовольные. Кульминация страха – в картине «Правосудие», где судья, запутавшийся в щекотливом процессе, постепенно лишается рассудка. Александр Семчев так яростно загоняет своего героя в тупик неразрешимых противоречий, что становится страшно уже всем сидящим в зале. А его фраза «Я же должен знать, что мне приказано. Если этого не знаешь, так и правосудия больше нет!» воспринимается как открытый намек на происходящее не только в мрачные фашистские времена. Режиссер-постановщик А. Коручеков. Художники-постановщики П. Лиферс, А. Карпейкина. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|