|
|
Елена Левинская
14.03.2013
«Господин Пунтила и его слуга Матти», Б. БрехтЛавина упреков, сожалений, возмущений в адрес этого спектакля сигналит о его событийности. Привычка к грубым воздействиям (их нынче тьма на нашу голову, одно ТВ чего стоит!) притупляет восприятие; тонкое кажется скучным, но цепляет подсознание, беспокоит – и споры вокруг спектакля Карбаускиса не утихают. Главный герой – хозяин богатых финских земель, душитель и притеснитель свободомыслия, окруженный обслугой. Фамилия – Пунтила. «Эге!» – смекнули любители разоблачений. Ждали про ненависть, а получили про любовь.В основе постановки – древняя, как мир, истина: власть и богатство делают из человека порядочную скотину. Пародокс в том, что герой Михаила Филиппова похож на человека, лишь когда по-скотски упьется. Трезвый – остервенелый хозяин с белым от злобы глазом: говорит как лает, гоняет прислугу, гнобит рабочих, выдает дочь за хлыща-карьериста, который, похоже, женщин не любит. Пьяный – душа-человек: умиленно братается с бедными, гонит взашей выгодного жениха, сватая дочь за своего водилу, и рвется жениться на крестьянке. Пьян – душа, трезв – душитель. Пародийный конфликт чувства и долга в виде убойно смешной клоунады. Клоун номер два – водила Матти Анатолия Лобоцкого. Этот циник себе на уме, видал виды и знает, что все метаморфозы Пунтилы – это барская блажь. Масштаб спектаклю придает странная, поверх смысла, атмосфера любви – и к актерам, которыми постановщик явно любуется, и к хутору, что так близок к Литве, откуда он родом. Сюда же и чаплинский мотивчик, мягкий юмор полутонов игры, свежая белизна пространства. Этот тонкий лирический настрой, отдавая то нежностью, то грустью, в финале оборачивается горечью. Добрый пьяный Пунтила в царской медвежьей шубе, умилясь красе родного хутора, поет с патриотической слезой: «Вижу чудное приволье…» – и сгоняет народ подпевать. Народ безмолвствует. Лишь одиноко взмывает ввысь ангельский детский голосок: «Вижу реки и моря…» – но его грубо обрывает мощный храп хозяина. Добрый Пунтила заснул, проснется трезвым. Режиссер М. Карбаускис. Художник С. Бархин. Художник по костюмам Н. Войнова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|