Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Глеб Ситковский
14.03.2013

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин

Масштабность – вот первое слово, готовое слететь с языка при рассказе о вахтанговском «Евгении Онегине». Спектакль Римаса Туминаса безразмерен и размашист, как сама Россия. Художнику Адомасу Яцовскису понадобилась вся глубина вахтанговской сцены, да еще и помноженная на два, поскольку у дальней стены водружено огромное зеркало, чуть наклоненное таким образом, чтобы зрители видели в нем не себя, а лишь темные волнующие очертания. Зрительскому взгляду вольготно уноситься вдаль – такая безграничная перспектива возможна лишь в русском равнинном пейзаже.
«Евгений Онегин» в постановке Туминаса и впрямь больше походит на пейзаж, чем на портретную галерею. Татьяна и Ольга, Онегин и Ларин – это лишь отдельные фигуры, затерявшиеся на бескрайних российских просторах. Практически все главные роли режиссер дробит пополам, заставляя зрелого Онегина (Сергей Маковецкий) смотреться, как в зеркало, в Онегина молодого (Виктор Добронравов). Свое альтер эго имеется и у Ленского – эта роль поделена между Василием Симоновым и Олегом Макаровым. Во Владимире Вдовиченкове (Гусар в отставке), которому поручено много авторского текста, наверное, отразился сам Александр Сергеевич. А когда дело в спектакле доходит до сцены «Сон Татьяны», на помощь Ольге Лерман приходит Юлия Борисова, блистательно читающая стихи Пушкина, – она воспринимается здесь как знак великой театральной эпохи, ушедшей безвозвратно. Борисовой в свою очередь как эхо вторит голос Иннокентия Смоктуновского.
Здесь начинаешь понимать, что Туминаса волновала не столько пространственная перспектива, сколько временная ретроспектива. Он выводит на сцену все славные поколения вахтанговской труппы и говорит: всмотритесь внимательнее в лица, помнящие ту Россию, которой больше нет. Туминас верит: если шаг за шагом, от одного поколения к другому двигаться по каналам памяти в прошлое, то можно, будто на машине времени, попасть в пушкинскую, занесенную снегом Россию.
Людмила Максакова играет в спектакле сразу две роли – строгую француженку, муштрующую юных танцовщиц, и старую Танину няню. Дважды ее героиням приходится умереть, и всякий раз Татьяна закрывает ей глаза. В эти моменты думаешь, что любовь к родине в понимании Римаса Туминаса – это прежде всего «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Все как у Пушкина.
Идея, литературная композиция и постановка Р. Туминаса. Сценография А. Яцовскиса.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005