Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб журнал 2011-2017 online третий звонок рекомендуем спектакли ссылки
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ирина Алпатова
15.01.2013

«Р.Р.Р.», По Ф.М. Достоевскому

У многих столичных театров есть спектакли-легенды, вошедшие в историю российской сцены. Например, «Принцесса Турандот» у вахтанговцев. Или «Чайка» в Художественном театре. В Театре им. Моссовета одним из знаковых спектаклей стали «Петербургские сновидения» Юрия Завадского (1969) по роману Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня к хрестоматийному роману вернулся режиссер Юрий Еремин, назвавший новый спектакль «Р.Р.Р.». В рычащей тройке букв зашифровано имя главного героя – Родиона Романовича Раскольникова. Еремин выступил здесь в нескольких ипостасях: автор инсценировки, режиссер, сценограф и художник по костюмам. Стремление к авторскому спектаклю само по себе похвально, если при этом не вступать в конфронтацию с идеями автора романа. В «Р.Р.Р.», к сожалению, приметы этого есть и связаны они с тенденциями времени. Сегодня все принято упрощать, адаптировать и переводить в легкий жанр. Вот и «Преступление и наказание» режиссер прочел как остросюжетный детектив с элементами мелодрамы. Острые, больные, выстраданные идеи Достоевского, вложенные им в воспаленный мозг Раскольникова, режиссер пустил фоном, иллюстративными титрами. Хотя главный герой в исполнении Алексея Трофимова все равно задевает за живое. В нем есть нерв, надлом, трагичность. Но это присутствует в спектакле словно бы за кадром, лишь аккомпанируя бодренькому действию. Двух старух Раскольников – Трофимов незатейливо бьет по голове топором под звучащий фокстротик. Катерина Ивановна (Нина Дробышева) отчаянно страдает в жанре античной трагедии. Соня (Анастасия Пронина) все время жалуется на судьбу тоненьким голоском. А Порфирий Петрович (Виктор Сухоруков) похож на русского Пуаро.
Режиссер, правда, не забывает о зрелищности формы, и она подчас впечатляет. Кружащиеся петербургские мосты, полумрак холодных комнат… Но в безмерно красивом финале Раскольников – Трофимов в клубах облачного дыма словно бы возносится над всеми, как самый настоящий герой. И о наказании почему-то вообще не хочется думать. Может, потому и название у спектакля другое?..
Сценарий, постановка, сценография и костюмы Ю. Еремина.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005