|
|
Елена Левинская
18.12.2012
«Школа для дураков», С. СоколовКак учит нас школа для дураков под названием жизнь, прошлое не проходит. Оно в твоем будущем, маленький дебил. (Нет, ну если вы уже большой, взрослый и вообще не из этой школы, тогда пардон. Тогда вам не сюда.) Все, что было, к тебе вернется. Но не всякий ощущает это так остро, как тот «шизик» четырнадцати лет, в сущности, маленький гений, от лица которого тридцатилетний Саша Соколов в 1973 году сочинил прославившую его книгу, издав ее три года спустя уже в эмиграции. Герой книги считается слабоумным – его обширный внутренний мир категорически не совпадает с тем убожеством, что снаружи. И мальчик от одиночества беседует сам с собой, «доехав» до мысли, что его – двое: один я – внутри, другой я – снаружи.Ну двое так двое. Вот они выходят к нам – дылда и пониже, лохматый (Егор Павлов и Наум Швец). Таинственно, издали, но глаза в глаза, понимающе улыбаются друг другу. Их герой в спектакле Юрия Погребничко не более сумасшедший, чем остальные персонажи. В отличие от книги все здесь положительно прекрасны. И папа-прокурор отнюдь не мерзавец, и мама-интеллигентка в трогательной шляпке вдруг так заботливо щебечет. Даже старые ведьмы литераторша с завучем, даже редкий вообще-то идиот директор Перрило с его тапочной системой – все здесь по-своему несчастны, все малость «с приветом». А где же удушающая атмосфера «совка», вытолкнувшая автора в эмиграцию? О чем вы, столько воды утекло! Прошлое вернулось разлитой в воздухе печальной нежностью. В едином времени сомкнулись сиюминутно и вечное, надмирное и бытовое. Сантехник Леонардо пишет картины, а учительница ботаники, тайная любовь героя, точь-в-точь Джоконда. Умерший географ Норвегов (Сергей Каплунов) по-прежнему не оставляет героя дружеским советом, на равных прохаживаясь между живыми. И небесной красоты ученица Роза (что-то у нее с географом было!) под звуки «Давно не бывал я в Донбассе» задумчиво выходит к Норвегову с розой. Но как же трагический авторский конфликт внутреннего с внешним? Он трагически отсутствует. Вернее, конфликт вынесен наружу: драматическое напряжение создается между сценой и залом. Ибо зрителю нужно усилие, чтобы оторваться от повседневности с ее привычным театром и, подключившись чувственно, стать соучастником этого удивительного спектакля. Постановка Ю. Погребничко. Художник Н. Бахвалова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|