Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ирина Алпатова
18.12.2012

«Белка», А. Ким

Этот спектакль режиссера Екатерины Гранитовой имеет жанровый подзаголовок «Быль об оборотнях». И тут, конечно, стоит вспомнить, что роман Анатолия Кима «Белка» опубликован почти 30 лет назад, в 1985-м. Тогда, на исходе «глухих годов», без эзопова языка было не обойтись, хотя речь шла о насущном. Ким разделил мир живых на подлинных людей и оборотней: первые – художники в самом широком смысле этого слова, вторые – их «палачи», вытравляющие из жизни все, выходящее за рамки усредненной и послушной банальности.
Гранитова в своей сценической версии романа попыталась честно следовать за автором, но в то же время перебросить хрупкий мостик в день сегодняшний – день, когда многое объяснено и понято, а оборотничество в его мистически-сказочном обличье уже не столь актуально. И поэтому все эти звериные головы и анималистская пластика отчасти даже мешают. История-то на самом деле проста, хотя и безмерно трагична.
Гибнут по разным причинам три молодых художника: Митя (Леонид Тележинский) застрелен инкассатором; уехавший в блаженный «зарубеж» и там потерявший свой дар Жора (Юрий Тхагалегов) получает шальную пулю при попытке вернуться домой; Кеша (Александр Бобров), попавший в спившуюся и глухую деревню, кончает жизнь самоубийством. Оставшийся в живых четвертый из этой компании художник по прозвищу Белка (Дмитрий Сердюк) затевает своеобразное расследование, дабы понять причины и следствия.
Художник Елена Ярочкина сочиняет замечательное пространство, соединяющее человечески-звериный мир: колонна обернется деревом, фонарь – луной, из колодца появятся то ожившие призраки, то мешок с черепами. В подобном пространстве и надо существовать как бы между двух миров – реального и фантазийного. И это удается, пожалуй, более других Вере Бабичевой (учительница Лилиана Борисовна), с виртуозной легкостью перешагивающей эти границы, в том числе и временные (сыграет и молодую женщину, и старуху).
Этот спектакль порой сложен для восприятия, но очень эмоционален и искренен. Постепенно он затягивает зрителя внутрь, бередит душу, не дает успокоиться. Ведь проблемы никуда не делись, а «люди с песьими головами» (впрочем, бараньими и ослиными тоже) по-прежнему ходят среди нас. Только уже без ненужных бутафорских масок…
Режиссер Е. Гранитова. Художник Е. Ярочкина.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005