|
|
Елена Левинская
18.10.2012
«Дар», В. НабоковБрезгливое презрение Набокова к «восторгам гражданственности» и требованию передовых критических умов «отображать современность» (под раздачу попал Н.Г. Чернышевский, мстительно выставленный в «Даре» бездарью и рогачом) сказалось в спектакле Евгения Каменьковича эпизодически: стайка претенциозных, карикатурно курносых критиков-невежд хором чернит талантливую книгу героя, молодого поэта-эмигранта Годунова-Чердынцева. Но главы о Чернышевском нет. Постановщик взял из «романа о литературе» лишь одну тему: окружающий мир – чужбина для поэта. Родина Годунова-Чердынцева – литература, все остальное – эмиграция. По Набокову, искусство выше действительности. Идеал творца – отец героя, великий энтомолог, который, погрузившись в изучение редкой бабочки, не заметил войны в стране. Вот этому набоковскому «бегству в эстетику» от хамской пошлости жизни за окном следует Каменькович: поставлено о том, что только Дар диктует творцу.В прозрачно-призрачный воздух спектакля то и дело врезается шарж – пошлость жизни в лицах. Здесь равно гротескны и надутая немчура-аборигены, и склочный эмигрантский «рашен пипл». Поэт (Федор Малышев) – отдельно. То, раздувая полы длинного пальто, взлетает на телеграфный столб, то босиком, в одних трусах (ну обокрали на пляже!) шествует по остолбеневшему Берлину. Беспечного поэта-мальчишку неотступно пасет неуклюжий мужичок-толстячок с двумя чемоданами пыльной русской классики. О боже – это Полина Кутепова! Приклеив носище как у Гоголя, отринув напрочь фирменный шарм, она (он) – второе «я» поэта, его внутренний критик и проводник. Герой замыслил книгу о своем великом отце – и распахиваются двери, и в холодном луче света под гитарный перебор входит он, покойный отец, в окружении совсем еще юных мамы и сестры. Это спектакль-постижение, исследование возможностей театра через большую литературу. Он сложен для восприятия, идет почти четыре часа, сбиваясь порой на скороговорку сюжета в ущерб блестящим набоковским парадоксам о литературе. Но лучшие сцены – «воображаемые» беседы героя о русских писателях с поэтом Кончеевым (Юрий Титов). «Фоменки» верны себе, доверчиво приглашая нас к сотворчеству, понимая театр как вечное ученичество публики и творца. Постановка и инсценировка Е. Каменьковича. Художник В. Максимов. Художник по костюмам А. Белан. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|