Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ирина Алпатова
18.10.2012

«Ксения Петербургская», В. Леванов

История блаженной Ксении Петербургской в версии недавно ушедшего из жизни тольяттинского драматурга Вадима Леванова рассказана в Российском Молодежном театре весьма самобытно и даже отчасти рискованно. В постановке режиссера Натальи Шумилкиной нет религиозных откровений, житийной «святости», исторических и бытовых подробностей. Нет Петербурга, с которым имя Ксении теперь навеки связано, нет времени и эпохи. Шумилкина поместила этот канонический уже сюжет на площадь, в балаган, где представляют, дурачатся, порой даже юродствуют комедианты-скоморохи.
Нарумяненные щечки, подведенные глаза, нарисованные усы и синяки, забавные одеяния из валяной шерсти. Вместо домов и каналов – большущая, на полсцены, конструкция: то ли сундук, то ли русская печка (сценография и костюмы Веры Зотовой). На нее и взобраться можно, и из ящиков достать все необходимое. Жесты размашисты, позы подчеркнуты, голоса звучные – все как положено в скоморошьем вертепе.
Многочисленные в пьесе персонажи здесь убавились числом. Оставшиеся же розданы пятерым актерам (Алексей Блохин, Вера Зотова, Виктор Панченко, Виктор Потапешкин и Оксана Санькова). Меж тем в этом хоре сплелись голоса графа Салтыкова и поэта Тредиаковского, «христовой невесты» Марфуши и «разлучницы» Кати. Если надо, личины меняются с комедиантской незамысловатостью: вот пробегут мальчишки или чинно прошествуют персоны светские.
Ксения в исполнении Татьяны Матюховой – парадоксальным образом и часть хора, и фигура совсем отдельная, одинокая. У нее здесь и задача другая – не быть причисленной к лику святых, но показать святость простой русской женщины, которая только и может, что любить. Зато как любить! Себя «похоронить» вместо умершего мужа Андрея Федоровича, надеть его одежду и отправиться в мир под его именем, чтобы продолжал «жить». Матюхова смешна и трогательна, эксцентрична и эмоциональна, может и развеселить публику, и запросто добиться от нее ответной слезы.
Кто-то, впрочем, может сказать: ну разве так стоит «иллюстрировать» житие? Конечно, можно и по-другому, более серьезно, подпустив религиозного фанатизма. Но в РАМТе Ксения Петербургская – сначала женщина, а потом уже святая. У театра – свой путь. И не менее заманчивый, кстати.
Режиссер Н. Шумилкина. Художник В. Зотова.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005