|
|
Ольга Фукс
01.10.2012
«Шуты Шекспировы»В спектаклях Камы Гинкаса почти всегда можно встретить парочку коверных обоих полов, которые, как могильщики из «Гамлета», снижают и «заземляют» любую трагедию. В «Даме с собачкой» они рассуждают об антигосударственном вреде измен, в «Записках сумасшедшего» сводят с ума бедолагу Поприщина видом бесстыжих балеринок – поденщиц недоступного гламурного мира, в «Роберто Зукко» деловито обсуждают устаревший стиль режиссера и автора и подробности убийств. В «Шутах Шекспировых» сладкая парочка (Алексей Дубровский и Сергей Лавыгин) неожиданно для себя оказалась предводителями парада главных шекспировских героев (или, как охарактеризовал их автор спектакля, привратниками в аду). Ну а главных: Ромео, Гамлета, Ричарда, Макбета, Лира и прочих – записал в «шуты», то есть в «людишек разного звания, шествующих стезею удовольствия в этот веселенький вечный огонь» (спасибо автору «Макбета» за столь емкую характеристику жизни человеческой). Нечто похожее недавно проделал Дмитрий Крымов в «Тарарабумбии», пустив перед зрителями длинную вереницу чеховских людей, львов, орлов и куропаток и их нелепых потомков-интерпретаторов. Видимо, в раздробленном постпостмодернистском искусстве жанр шествия набирает популярность.Шекспировские шуты шествуют по естественной траектории – от молодости к старости. За юных отвечают Ромео с Джульеттой и Гамлет с Офелией (Сергей Белов и Татьяна Рыбинец), за зрелых – Макбет с Ричардом (Игорь Балалаев), за старых – Просперо и Лир с Глостером (Валерий Баринов и Игорь Ясулович). Обратного пути нет: позади торопливая юность с быстротой судьбоносных решений, впереди старость с горечью запоздалых прозрений и нарастающего раздражения против бессмысленности бытия. Дальше, как известно, будет тишина, ну а пока – звон бубенцов, пересмешки саксофона и слова, слова, слова – то шекспировские, заученные, то свои, неумелые, недоуменные. А в зените этого вечного движения – человек успешный, человек, оседлавший волну фортуны. Вот колченогий Ричард соблазняет на гробе мужа ненавидящую его Анну, вот Макбет играючи стравливает своих врагов. Этот шут гороховый, сам краснеющий от своей лихости и везения (замечательная работа Игоря Балалаева) и возомнивший себя хозяином судьбы, еще не знает, что у сказки-жизни, пересказанной дураком, даже конец обязательно будет нелепым. Постановка К. Гинкаса. Художник С. Бархин. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|