Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Алиса Никольская
17.09.2012

«Мера за меру», У. Шекспир

Можно смело сказать, что сегодня в московском театральном процессе шекспировские трактовки режиссера Юрия Бутусова – самые интересные. Каждый раз радикально переосмысливая пьесу, он и сохраняет авторскую первозданность, и насыщает историю новыми смыслами. Яркий индивидуальный стиль режиссера, его сложный, насыщенный метафорами язык заставляет глубоко погружаться в его спектакли – и осознавать что-то важное для себя.
Пьеса «Мера за меру» не относится к числу популярных сочинений Шекспира. Ее ставят редко и не всегда удачно. Однако Бутусова это не испугало – и на свет появился умный, строгий, очень красивый и страшный спектакль. Завязка сюжета такова: герцог Венский Винченцо решает временно покинуть свой пост и назначает вместо себя Анджело, человека нравственного и с непростым характером. Первое, что делает Анджело, – возобновляет действие закона о недопустимости внебрачных связей, и под действие этого закона попадает простодушный Клавдио, согрешивший с любимой девушкой. Ему грозит казнь. Сестра Клавдио Изабелла, готовящаяся к пострижению в монахини, идет к Анджело, чтобы разжалобить его. Случается неожиданное – Анджело влюбляется в Изабеллу и требует от нее вступить с ним в интимную связь взамен на освобождение брата. Тайно находящийся в городе Герцог видит происходящее и решает повернуть ситуацию по своему усмотрению.
Могла бы получиться трагикомедия, однако Бутусов создает трагедию в чистом виде. Трагедию общества и мира. В неспешном движении спектакля разлиты электрические импульсы, и за внешней невозмутимостью кроется и жестокость, и отчаяние, и одиночество. Неспроста возникло и решение режиссера отдать роли и Герцога, и Анджело одному актеру – Сергею Епишеву. Получается, что кажущийся праведником Герцог и мнимый злодей Анджело имеют одно лицо, и в итоге меняются местами. Пугающий вывод – зло и добро легко переходят друг в друга ради личной выгоды, ради собственных желаний. Эгоизм правит миром. И не остается ничего, дающего смысл для жизни. Начиная спектакль сценой гибели мира, Бутусов показывает попытку человечества построить новый – на руинах. Но – все бесполезно. Ни любовь, ни свет, ни честность и верность невозможны, пока каждый думает только о себе. В спектакле великолепно работают все актеры, в первую очередь Евгения Крегжде – Изабелла, Владимир Бельдиян – Клавдио, Мария Бердинских – Джульетта, Олег Лопухов – Лючио, Артур Иванов – Тюремщик, Евгений Косырев – сводник Помпей, Александра Стрельцина – Марианна. Энергетически мощный, современный по звучанию спектакль Юрия Бутусова производит впечатление приговора. И одновременно рождает чувство восторга от мастерства и мудрости.
Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Орлов. Художник по костюмам И. Чередникова. Композитор Ф. Латенас. Балетмейстер Н. Реутов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005