Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Езерская
17.09.2012

«Образцовая опера. Вампука, невеста Африканская», В. Эренберг

Создавая сто лет назад прелестную безделицу, пародию на оперный жанр «Вампука, невеста африканская», ее создатели композитор Владимир Эренберг и писатель Михаил Волконский вряд ли предполагали, что их сочинение станет юбилейной «визитной карточкой» театра, чьи спектакли всегда восставали против оперных штампов и ходульных постановочных и вокальных приемов.
Банальность сюжета, сценографическая безвкусица, фальшь интонаций и непомерный актерский апломб, вот уже более двадцати лет запрещенные в «Геликоне» как антихудожественные явления, наконец вышли на его сцену. Правда, не для восславления, а прежде всего для осмеяния и пародии. Пародии, сделанной, однако, не только в укор всему тому плохому, что часто сопутствует оперному жанру, но и с великой любовью и к самой опере, и к ее музыке, и к ее исполнителям. На этом замечательном контрасте один из самых первых эпатажных оперных режиссеров нового времени Дмитрий Бертман сочинил яркий «капустник», в котором есть место и недоброй шутке, и уморительному и вполне современному по стилю стебу, и подлинному восхищению оперным искусством. Ибо известно – чтобы сделать отменную пародию, надо в совершенстве овладеть предметом пародирования. И артисты театра вместе с солистами Центра оперного пения Галины Вишневской демонстрируют подлинно высокий класс театрального и вокального мастерства, превращая «Образцовую во всех отношениях оперу» в феерию блестящих актерских работ и при этом виртуозно балансируя на грани оперной пошлости и настоящего профессионализма, вызывающего вполне искреннее восхищение и аплодисменты зрителей.
В музыке В. Эренберга – масса остроумных цитат из популярнейших классических итальянских и французских опер. В тексте М. Волконского (заметно отредактированном режиссером-постановщиком) – россыпи всех мыслимых и немыслимых махровых драматургических и литературных штампов музыкальной сцены, начиная от имен главных действующих лиц – Вампука, Лодырэ, Страфокамил и Меринос – и продолжая неисчерпаемыми словесными перлами и фразеологическими оборотами.
В спектакле Дмитрия Бертмана фонтанирует режиссерская фантазия, волею которой в жизнерадостное и объективно смешное действо вовлечены все – и дирижер Владимир Понькин, играющий роль дирижера, и музыканты оркестра, и служительницы закулисья, с торжественностью и не меньшим, чем у актеров, исполнительским пафосом открывающие и закрывающие занавес на перемены актов. Играют все! С удовольствием, с вдохновением. И невольно забывается, что термин «вампука» с той давней премьеры 1908 года означал лишь нагромождение музыкальных нелепиц, подлежащих осмеянию.
Либретто В. Эренберга. Режиссер Д. Бертман. Музыкальный руководитель и дирижер В. Понькин. Сценография и костюмы А. Климова. Хормейстер Д. Кирпанев. Балетмейстер Э. Смирнов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005