|
|
Марина Гаевская
15.09.2012
«Русское горе», А.С. Грибоедов, С. Никитин, В. ЖукТрансформации, производимые с текстами хрестоматийных пьес, сегодня уже данность, как к этому ни относись. Однако суть вопроса в том, что первично для создателей новых версий: на автора посмотреть или себя показать? Взгляд внимательно-уважительный вызывает интерес, расправа «с особой жестокостью» – недоумение и раздражение. В «Школе современной пьесы» склоняются к первому. Не прячась за спасительное «по мотивам» и сразу заявив жанр будущего действа, зрителей честно предупреждают, что увидят они не «Горе от ума», а «игру с комедией». Почтительно извинившись за свои вольности как в программке, так и в вокально-поэтических отступлениях, театр все же показывает именно классическую пьесу, основательно адаптированную, частично перекомпонованную, но вполне узнаваемую и по сюжету, и по характерам, и по вечным темам. Действие начинается с «подборки» крылатых фраз, актуальность которых пояснений не требует. Ведь как ни крути машину времени, а «Молчалины блаженствуют на свете», неизменно обходя по всем статьям тех, кто «служить бы рад», да «прислуживаться тошно». Захлебываясь в пустословии, «шумят» разнокалиберные деятели, а умным, честным, но одиноким Чацким остается лишь в отчаянном бессилии кричать: «Карету мне, карету!»В спектакле и карету, и лошадей, и дома, и деревья участники действия вырезают из слетевших сверху листов бумаги. Затем увеличившиеся в масштабах плоские фигуры превращаются в основной элемент сценографии, гармонируя с черно-белыми костюмами, что отнюдь не ведет к одноцветности характеров. Правда, часть персонажей обозначается лишь гротескно-комедийными штрихами, а на первый план выходят только главные герои. Всех с искренним азартом и простодушным озорством играют молодые актеры, точно следуя избранному жанру, порой, правда, граничащему с эстетикой студенческого капустника. Музыка Сергея Никитина задает действию шутливо-лирическую тональность. А ироничные тексты Вадима Жука, подхватывая известные фразы классика, истолковывают их в рамках современного контекста. Пожалуй, лишь песенный сюжет про «груз 200», перекликающийся с трагической гибелью Грибоедова, явно выбивается из стилистики жанра. Чацкий же, ставший похожим на своего создателя, вполне закономерно шагает сквозь время. А открывшийся в финале задник объединяет сцену и зал, перебрасывая мостик между эпохами. Автор спектакля И. Райхельгауз. Художник А. Трегубов. Хореография И. Фадеева. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|