|
|
Алиса Никольская
15.09.2012
«Кто автор этого безобразия?», Н. ЭрдманСвоим новым спектаклем Михаил Левитин вернулся к столь любимому им, для художественного осмысления, времени – двадцатым-тридцатым годам прошлого века – и к одной из самых ярких литературно-театральных фигур, незаслуженно обделенной вниманием сегодня, – Николаю Эрдману. Левитин не стал ставить что-то одно. Он собрал коллаж из интермедий, написанных Эрдманом, в частности, для знаменитых спектаклей Театра Вахтангова, басен, фрагментов пьес и писем, озаглавив его жестокой фразой Сталина «Кто автор этого безобразия?» Получилась работа цветисто-яркая, в меру эксцентричная, где плотно сошлись юмор и печаль.Сцена затянута в алый бархат, над ней – знак серпа и молота, впереди за пианино – исполняющий роль «суфлера» музыкант Андрей Семенов. Он периодически изящно вклинивается в действие с мелодией или несколькими строчками и придает происходящему цельность. И первое, и второе действие начинаются с интермедий для вахтанговской «Принцессы Турандот», где задумчивый Бригелла и бойкий веселый Труффальдино (Станислав Сухарев и Виктор Непомник) пытаются разобраться во взаимоотношениях головы и шляпы. К интермедиям для Театра им. Вахтангова здесь еще не раз вернутся: и рассуждения могильщика из «Гамлета» о том, что с ногами человека проще договориться, нежели с головой, и дерзко переделанный сюжет «Отелло» под «новые советские времена» прозвучат сердито и очень смешно. Через весь спектакль проходит линия самого известного и самого сложного эрдмановского персонажа – Семена Подсекальникова из «Самоубийцы». Молодой актер Евгений Кулаков играет его поначалу истерически-нервным, со срывающимся голосом и дрожащими руками «маленьким человеком», для которого жить и умереть – одинаково страшные вещи. Но в кульминационной сцене пьесы, которой завершается спектакль, в этом Подсекальникове вдруг просыпается сила и уверенность в своем таком простом праве – быть самим собой, поступать так, как хочется, не идти на поводу у толпы. И эта мысль становится главной в новой работе Михаила Левитина: жизнь и индивидуальность человека бесценны, и порой нужно много усилий, чтобы не сломаться и не превратиться в серую массу. Сценарий и постановка М. Левитина. Сценография и костюмы Г. Гуммеля. Композитор А. Семенов. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|