|
|
Алиса Никольская
15.09.2012
«Васса Железнова», М. ГорькийПетербуржец Лев Эренбург ставит в основном русскую классику. Его работы часто провокационны: герои оказываются нездоровы, физически и душевно. И воспринимать сюжет, скажем, «Иванова» или «На дне» как своеобразную историю болезни бывает нелегко. Однако пришедшие на премьерную «Вассу Железнову» в МХТ будут удивлены: на этот раз Эренбург поставил спокойный, во многом академичный спектакль, хотя есть здесь и узнаваемые, привычные для режиссера детали. А главным мотивом в горьковской пьесе у Эренбурга становится не богатство и влиятельность главной героини и ее противостояние революционным взглядам, а семейные страсти и горести.Дом Вассы открыт всем ветрам. Стен нет, пол напоминает помост, черные колонны подпирают пустоту и на поверку оказываются пароходными трубами (периодически они гудят и выпускают дым). Холодно, пусто, неуютно. Неудивительно, что жить здесь тоскливо и безрадостно. А когда Васса умрет, пространство раздвинется, часть деталей словно потонет, а часть уедет за кулисы, оставляя голую сцену и символизируя распад привычного мира. Тема разрушения семьи уже бралась Эренбургом в его других спектаклях, в частности, в знаменитой магнитогорской «Грозе» (которую «Васса Железнова» немного напоминает). В спектакле царит сгущенная, томительная атмосфера тлена. Здесь абсолютно все обречены. Нет даже призрачного намека на счастье – есть только боль, тоска, истерика. Роль Вассы стала серьезной удачей для Марины Голуб (у нее это едва ли не первая крупная драматическая работа на сцене МХТ). Актриса демонстрирует широкий диапазон, показывая свою Вассу и непробиваемо железобетонной, и обаятельно словоохотливой, и смертельно уставшей от переживаний. Переходы состояний у М. Голуб легкие и естественные, без нажима, отчего за героиней хочется наблюдать не отрываясь. Интересно работают в спектакле Сергей Колесников – несчастный муж Вассы Сергей Петрович, Анастасия Скорик – революционерка Рашель, Янина Колесниченко – наперсница Вассы Анна Оношенкова, Павел Ворожцов – шут Пятеркин. Радует то, что Эренбург, несмотря на жесткую концепцию спектакля, подчеркнул актерские индивидуальности. И «Васса Железнова» получилась удачным примером тому, как «чужой» режиссер может адекватно вписаться в общий стиль театра. Режиссер Л. Эренбург. Художник В. Полуновский. Художник по костюмам В. Курицина. Режиссер по пластике Л. Тимцуник. Музыка студии SounDrama. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|