|
|
Ольга Игнатюк
14.09.2012
«Записки сумасшедшего», Н.В. ГогольЭта «вечная история маленького человека», по словам Белинского, достойная кисти Шекспира, в самом деле удивительна. Недаром театры вновь и вновь предлагают нам выслушать монолог Поприщина, этого жалкого человечка с его жалкой жизнью и его психической болезнью, – поскольку человеческая душа с ее заблуждениями и изъянами до сих пор не претерпела изменений.Огромное стекло, в которое упирается наш взгляд по ходу действия, рождает целую вереницу метафорических смыслов: это и витрина, за которой мы наблюдаем жизнь Поприщина, и зеркало, в котором мы, конечно же, видим себя, и зазеркалье, куда погружена чужая душа, и непроницаемая стена между миром и человеком. Эта стена, как видно, вечна, у каждого она своя. Нам же сейчас явлен очередной пример сооружения этой непреодолимой преграды между индивидуумом и миром. И, может быть, это один из главных экзистенциальных сюжетов человечества. Перед нами, в лице тихого титулярного советника, – модель отчаянного человеческого одиночества. Этот маленький старичок с затравленным взглядом, это бесполое существо с высоким старческим голосом и однообразными беспомощными интонациями – родной брат гоголевского Башмачкина. Такой же изгой, не смеющий принять участия в жизни и хотя бы попробовать вписаться в нее. Страх перед жизнью, кстати, распространенный диагноз. Здесь же этот страх превратился в кошмар, и наш герой, боязливо замкнувшись в свой стеклянный футляр, живет не жизнью, а лишь представлениями о ней. В игре Юрия Краскова мало театрального. Но как раз эта самосозерцательная, тихая игра заставляет и нас погрузиться в тихую и трагичную «антижизнь» Поприщина. Он – тайный созерцатель бытия. Он наблюдает из своего зазеркалья петербургские будни и дела своего департамента (куда, забывшись, отчего-то не ходит уж три недели), давая всему весьма странные и дикие характеристики. Он робко влюблен в дочь своего начальника и пытается следить за ее собачонкой, чтобы выведать секреты своей возлюбленной. Потом он начинает подслушивать диалог собак все с той же целью. Лишенный нормального человеческого общения, он заменяет его собственными фантазмами: в больном воображении своем блуждает по временам, странам и континентам, – то превращаясь в испанского короля Фердинанда, то объявляя нам, что Земля завтра сядет на Луну. Этот странный наблюдатель, пленник фантомной жизни, отвергнутый жизнью реальной и презираемый ею, вызывает наше сострадание. Глядя в бескровное серое лицо этого бедняги, не смеющего жить, мы испытываем тревогу и за остальное человечество. Поскольку все мы братья и сестры, и чей-то одинокий голос, вопрошающий «существую ли я в этом мире?» – это и наш общий голос. У каждого в тайниках души найдутся подобные вопросы, как и своя клетка, из которой он не в силах вырваться. Об этом всем полезно поразмышлять. Руководитель постановки Р. Туминас. Сценография и костюмы М. Обрезкова. За роялем Н. Гаврилова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|