Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
14.09.2012

«Арабески», Н.В. Гоголь

Жанр спектакля, обозначенный как «карманная энциклопедия», определяет и принцип постановки – краткость и четкость изложения при всем обилии отобранного материала. Традиционная для Театра на Таганке многомерная композиция соединяет в зрелищно-театральной форме фрагменты сочинений и статей писателя с высказываниями его современников, исследователей и биографов. Рассуждения о предназначении художника и смысле творчества, о божественном даре и дьявольских соблазнах, о философских вопросах Бытия и проблемах неустроенного быта переплетаются с пунктирным обозначением переломных моментов жизни Гоголя и театрализованными отрывками из его произведений. Особое значение имеют в спектакле категории пространства и времени. В многочисленных путешествиях писателя каждый город связан с определенным этапом творчества. Между тем художник, являющийся представителем своей эпохи, одновременно уже принадлежит вечности. На сцене присутствуют три Гоголя, два из которых вдруг превращаются в собеседников русского писателя – Гофмана и Кафку. Разделенные годами и границами, они едины в восприятии иллюзорно-сказочной и парадоксально-узнаваемой реальности, созданной их творческой фантазией.
Личность самого Гоголя и образы его героев предстают в нескольких ипостасях: от житейской до фантасмагорической. В абстрактно-ирреальный и одновременно предельно достоверный гоголевский мир зрителей изначально погружает развернутая в фойе театра выставка литографий художника Юрия Чарышникова к книге «Н.В. Гоголь. Петербургские повести». На сценических же полотнах возникает образ безликой толпы и одинокого человека, а также дорожной коляски с крутящимися колесами. Зыбкая переменчивость настроений звучит в иронично-тревожных ритмах музыки Альфреда Шнитке и колоритных напевах Малороссии. Стремительность движения чередуется с пластикой марионеток. Рядом с громадными муляжами таракана и мухи на сцену бесстрашно выводится живая кошка. Юмор переплетается с печалью, гротеск с бытом, вымысел с реальностью. Так, актеры Любовь Селютина и Александр Трофимов в проникновенно психологической манере играют и родителей Гоголя, и бесхитростно-добродушных, трогательно верных друг другу «старосветских помещиков». Таким образом, «Арабески» – это еще одна попытка осмыслить творчество художника в контексте его жизни и противоречий внутреннего мира.
Постановка, режиссура и сценография Ю. Любимова. Художник по костюмам и росписи декораций Ю. Чарышников. Музыка А. Шнитке. Хормейстер Т. Жанова. Режиссер по пластике А. Меланьин.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005