|
|
Марина Гаевская
14.09.2012
«Арабески», Н.В. ГогольЖанр спектакля, обозначенный как «карманная энциклопедия», определяет и принцип постановки – краткость и четкость изложения при всем обилии отобранного материала. Традиционная для Театра на Таганке многомерная композиция соединяет в зрелищно-театральной форме фрагменты сочинений и статей писателя с высказываниями его современников, исследователей и биографов. Рассуждения о предназначении художника и смысле творчества, о божественном даре и дьявольских соблазнах, о философских вопросах Бытия и проблемах неустроенного быта переплетаются с пунктирным обозначением переломных моментов жизни Гоголя и театрализованными отрывками из его произведений. Особое значение имеют в спектакле категории пространства и времени. В многочисленных путешествиях писателя каждый город связан с определенным этапом творчества. Между тем художник, являющийся представителем своей эпохи, одновременно уже принадлежит вечности. На сцене присутствуют три Гоголя, два из которых вдруг превращаются в собеседников русского писателя – Гофмана и Кафку. Разделенные годами и границами, они едины в восприятии иллюзорно-сказочной и парадоксально-узнаваемой реальности, созданной их творческой фантазией.Личность самого Гоголя и образы его героев предстают в нескольких ипостасях: от житейской до фантасмагорической. В абстрактно-ирреальный и одновременно предельно достоверный гоголевский мир зрителей изначально погружает развернутая в фойе театра выставка литографий художника Юрия Чарышникова к книге «Н.В. Гоголь. Петербургские повести». На сценических же полотнах возникает образ безликой толпы и одинокого человека, а также дорожной коляски с крутящимися колесами. Зыбкая переменчивость настроений звучит в иронично-тревожных ритмах музыки Альфреда Шнитке и колоритных напевах Малороссии. Стремительность движения чередуется с пластикой марионеток. Рядом с громадными муляжами таракана и мухи на сцену бесстрашно выводится живая кошка. Юмор переплетается с печалью, гротеск с бытом, вымысел с реальностью. Так, актеры Любовь Селютина и Александр Трофимов в проникновенно психологической манере играют и родителей Гоголя, и бесхитростно-добродушных, трогательно верных друг другу «старосветских помещиков». Таким образом, «Арабески» – это еще одна попытка осмыслить творчество художника в контексте его жизни и противоречий внутреннего мира. Постановка, режиссура и сценография Ю. Любимова. Художник по костюмам и росписи декораций Ю. Чарышников. Музыка А. Шнитке. Хормейстер Т. Жанова. Режиссер по пластике А. Меланьин. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|