|
|
Ольга Игнатюк
14.09.2012
«Маскарад», М.Ю. ЛермонтовВы увидите не буквальный сюжет «Маскарада», а, как принято сейчас, «образный мир пьесы». Которая играется не по мере ее развития, а «вся сразу» – где конец совмещен с началом в едином аккорде, а все остальное перемешано и спрессовано в общий образ трагической клоунады, наблюдаемой с высоты надмирного парения.Арбенин (Евгений Князев) безмолвно и неподвижно взирает на происходящее, сидя в ледяном одиночестве, словно вспоминая тот мир, в котором и сам он жил когда-то, играя в холодной и беспощадной «битве жизни». Одинокий, как Демон, выброшенный в какую-то космическую пустоту, он вновь напоминает нам о том, что человек вечно одинок в мире со всеми своими страстями и заблуждениями. Воспоминанием из загробного снежного оцепенения видится и нам самим этот сюжет. Мы видим черную бездну небес и заснеженный Летний сад, слышим космический гул вечности и наблюдаем великое снежное безмолвие, в котором замороженные фигуры-призраки движутся перед нами, напоминая бывший некогда мир живых. Заметаемые снегом, крутятся друг против друга две куклы, Арбенин и Нина, – заведенные невидимой рукой судьбы. Всё это призрачный мир-фантом, снящийся тем, кто уже не участвует в нем, кто вышел из игры. Сам маскарад, на котором Нина потеряла свой браслет, став заложницей интриги, приведшей к напрасной гибели, – это, конечно же, символ. И символ, и «сон памяти», апеллирующий к нашему общему культурному опыту. Евгений Князев неслучайно напоминает нам легендарного Николая Мордвинова, а образы-наваждения, проносящиеся по сцене, восходят к множеству праобразов «мистического Петербурга». Этот вечный равнодушный снегопад, трагифарсовая круговерть маскарадной толпы с ее немыми клоунскими сценами, страшноватая рыба-великан, вылезающая из проруби, и даже игры с замерзшим покойником нам чем-то уже знакомы. И мороженое в вазочке, как символ убийства Нины, символически роздано всем участникам сего жестокого карнавала. И «вечный» вальс Хачатуряна вновь с нами. Все эти снежные пейзажи, в которые превращена пьеса, отменно красивы. Застывшие, словно замороженные, эти картины погружают и нас в какую-то холодную прострацию, действуя, словно гипноз. Очень красивы и сцены Арбенина с Ниной (Мария Волкова), маленькой и легкой, похожей на нежную птичку, – особенно когда она, вернувшись с бала, сидит у него в ногах, щебеча и еще ни о чем не подозревая. И вот она – уже статуя на собственном надгробье, заметаемом снегом. В похожую статую превращается и сам Арбенин, кружась рядом с Ниной, подобно заведенной механической кукле в руках равнодушной судьбы. В этой истории, старой как мир, нам вновь рассказали о вечной силе судьбы, определяемой лишь небесами. Об эфемерности нашей жизни. А также о бренности всего живого, в том числе наших ошибок и заблуждений, не имеющих уже никакого значения перед вечностью. Режиссер Р. Туминас. Художник А. Яцовскис. Художник по костюмам М. Обрезков. Композитор Ф. Латенас. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|