Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Игнатюк
14.09.2012

«Маскарад», М.Ю. Лермонтов

Вы увидите не буквальный сюжет «Маскарада», а, как принято сейчас, «образный мир пьесы». Которая играется не по мере ее развития, а «вся сразу» – где конец совмещен с началом в едином аккорде, а все остальное перемешано и спрессовано в общий образ трагической клоунады, наблюдаемой с высоты надмирного парения.
Арбенин (Евгений Князев) безмолвно и неподвижно взирает на происходящее, сидя в ледяном одиночестве, словно вспоминая тот мир, в котором и сам он жил когда-то, играя в холодной и беспощадной «битве жизни». Одинокий, как Демон, выброшенный в какую-то космическую пустоту, он вновь напоминает нам о том, что человек вечно одинок в мире со всеми своими страстями и заблуждениями. Воспоминанием из загробного снежного оцепенения видится и нам самим этот сюжет. Мы видим черную бездну небес и заснеженный Летний сад, слышим космический гул вечности и наблюдаем великое снежное безмолвие, в котором замороженные фигуры-призраки движутся перед нами, напоминая бывший некогда мир живых. Заметаемые снегом, крутятся друг против друга две куклы, Арбенин и Нина, – заведенные невидимой рукой судьбы. Всё это призрачный мир-фантом, снящийся тем, кто уже не участвует в нем, кто вышел из игры.
Сам маскарад, на котором Нина потеряла свой браслет, став заложницей интриги, приведшей к напрасной гибели, – это, конечно же, символ. И символ, и «сон памяти», апеллирующий к нашему общему культурному опыту. Евгений Князев неслучайно напоминает нам легендарного Николая Мордвинова, а образы-наваждения, проносящиеся по сцене, восходят к множеству праобразов «мистического Петербурга». Этот вечный равнодушный снегопад, трагифарсовая круговерть маскарадной толпы с ее немыми клоунскими сценами, страшноватая рыба-великан, вылезающая из проруби, и даже игры с замерзшим покойником нам чем-то уже знакомы. И мороженое в вазочке, как символ убийства Нины, символически роздано всем участникам сего жестокого карнавала. И «вечный» вальс Хачатуряна вновь с нами.
Все эти снежные пейзажи, в которые превращена пьеса, отменно красивы. Застывшие, словно замороженные, эти картины погружают и нас в какую-то холодную прострацию, действуя, словно гипноз. Очень красивы и сцены Арбенина с Ниной (Мария Волкова), маленькой и легкой, похожей на нежную птичку, – особенно когда она, вернувшись с бала, сидит у него в ногах, щебеча и еще ни о чем не подозревая. И вот она – уже статуя на собственном надгробье, заметаемом снегом. В похожую статую превращается и сам Арбенин, кружась рядом с Ниной, подобно заведенной механической кукле в руках равнодушной судьбы.
В этой истории, старой как мир, нам вновь рассказали о вечной силе судьбы, определяемой лишь небесами. Об эфемерности нашей жизни. А также о бренности всего живого, в том числе наших ошибок и заблуждений, не имеющих уже никакого значения перед вечностью.
Режиссер Р. Туминас. Художник А. Яцовскис. Художник по костюмам М. Обрезков. Композитор Ф. Латенас.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005