Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
14.09.2012

«Триптих», А.С. Пушкин

«Сантиментальный анекдот в стихах» («Граф Нулин»), «маленькая ироническая трагедия» («Каменный гость») и «бурлеск» («Сцены из Фауста») – Петр Фоменко сложил самое причудливое свое сочинение. Сквозь эти жанровые игры лейтмотивом проходит путь человеческих желаний: от фривольных шалостей к роковой безудержности, а оттуда к опустошенности, неспособности желать.
Зрители впервые попали на Малую сцену «Мастерской». В первой части у актеров и сцены-то практически нет (она отрезана фронтальным занавесом): две лестницы для взлетов и падений надежд, качели малюсенькой сценки на веревочках для светских бесед, два маленьких «ложа» на балконах (одно, походное, для мужа Натальи Павловны, другое, томно-перинное, для нее самой), а под колосниками – клетушка высшего существа, кучерявого сочинителя Лидина двадцати трех лет, которого замужняя дама Наталья Павловна никогда бы не променяла на заезжего офранцузившегося графа Нулина. Счастливого победителя чужой жены играет Кирилл Пирогов. Наталью Павловну – олицетворение вечной женственности, Галина Тюнина. Служанку Парашу, исполненную витальной энергии и берущую от жизни все, – Мадлен Джабраилова, а незадачливого шармера, бредущего в чужую спальню вдоль огромной репродукции рубенсовского «Тарквиния и Лукреции», Карэн Бадалов.
В «Каменном госте» они вернутся к нам слегка постаревшими, чуть тронутыми увяданием: Кирилл Пирогов обернется подуставшим Дон Гуаном, которого гонит по жизни, Лепорелло Карэна Бадалова окончательно заделается мизантропом, Мадлен Джабраилова запылает ненасытным огнем Лауры, которой так не хочется признавать, что ей уже не «осьмнадцать» и время стучит и в ее дверь. Ну, а Галина Тюнина вернется Доной Анной, которая не смогла заглушить трауром свое женское начало. Задник с Рубенсом спадает, как пелена с глаз, открывая мраморное фойе «Мастерской», преображенное игрой света в гулкие своды монастыря, гробницы и знойные улицы Мадрида. Но видеть в «Каменном госте» чеканную поступь рока режиссер решительно отказывается, мешая горечь с иронией, а высокое – с «человеческим, слишком человеческим». Любовная сцена вместо чинного ужина, маленький человечек с трупными пятнами (Олег Нирян), приплясывая, выскальзывает из огромной статуи Командора – так окончательно хоронят высокую трагедию.
В «Сценах из Фауста» Петр Фоменко затевает постмодернистскую игру, переплетая Пушкина с Гете и Бродским («Два часа в резервуаре»). Седой Фауст (Кирилл Пирогов), предупредительный, но скучающий Мефистофель (Карэн Бадалов) спускаются в ад, где Смерть с покойниками провожают вечность за игрой в карты. Галина Тюнина играет здесь Гретхен – вечный укор Фауста, к которой он, было, потянулся, но с ужасом осознал, что в его сердце больше не осталось ни желаний, ни раскаянья. «Все утопить», – решает Фауст, – и шелковое полотнище сметает с подмостков лицедейскую братию. И только Мефистофель остается на берегу, лениво листая книгу – мертвый и вечный слепок былых страстей.
Режиссер П. Фоменко. Художник по костюмам М. Данилова. Художник В. Максимов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005