|
|
Марина Гаевская
14.09.2012
«Одноклассники», Ю. ПоляковЕсли многие нынешние драматурги в целях самоутверждения изъясняются все больше витиевато и туманно, предпочитая бессюжетность и беспредметность, то у Юрия Полякова, напротив, все точки над i расставлены с предельной четкостью. И потому на зрителей буквально обрушивается поток плакатно хлестких фраз, откровенно указывающих на самые болевые точки нашей далеко не идеальной действительности. Говорят герои о многом: о том, что «терроризм – это следствие социальной несправедливости», что «раба в нас обычно выдавливают вместе с совестью», что «счастье можно купить только за грязные деньги, а за чистые – лишь интеллигентную нищету». С этим и впрямь не поспоришь. К тому же все вышесказанное находит подтверждение в сюжетных перипетиях самой пьесы. Тут и криминальные разборки, и предвыборная кампания местного олигарха. И пафосный идиотизм бестолково показной помощи жертвам афганской войны, чьи моральные травмы не менее тяжелы, чем физические. Но все же возникающий в спектакле срез современной жизни рождается не столько из готовых метафор и острых поворотов сюжета, сколько из характеров конкретных людей – бывших одноклассников, которых смутное время разбросало по разным социальным классам.Встреча в доме Евгении Петровны (Алина Покровская), долгие годы с мужественной нежностью ухаживающей за искалеченным сыном «афганцем» (Вадим Пожарский), превращается в некое подведение итогов для каждого из бывших одноклассников. Ведь именно к Ивану, лишившемуся возможности участвовать в жизни и словно ушедшему во внутреннюю эмиграцию, все идут как на исповедь. Ему, не пряча слез, говорят о своих сомнениях, разочарованиях и «ранах», нанесенных уже мирной реальностью. Подававший надежды поэт (Игорь Марченко) превратился в отчаявшегося, спившегося бомжа. Отец Михаил (Николай Лазарев) – в страдающего от собственной греховности человека, страшащегося соблазнов, на которые его толкает жизнь. Бывшая «королева красоты» (Ксения Хаирова), из последних сил сохраняющая свою силиконовую привлекательность, стала игрушкой для богатых «хозяев жизни». Эмигрировавший Борис (Константин Денискин) так и не освоился в дебрях австралийского бизнеса. Внешне строгая учительница Светлана (Алиса Богарт), запутавшаяся в своих чувствах к двум бывшим одноклассникам, оказалась невольной жертвой криминальной истории, затеянной Черметовым (Николай Козак). Сам же он, ожесточившийся в афганском кошмаре, стал циничным богачом, освоившим грязные законы бизнеса, и озлобленным мстителем, терзаемым любовью-ненавистью, но при этом остался мыслящим человеком, способным сомневаться, страдать и помогать даже своему сопернику. Между тем, вернувшийся к жизни Иван в финале заливается каким-то истерическим смехом: ведь за время его «отсутствия» разрушилось все, на что вместе надеялись одноклассники. Хотя в их общей «старой песне о главном» еще звучит ностальгическая вера в то, что можно все начать сначала, «пока не меркнет свет, пока горит свеча». Режиссер Б. Морозов. Художник И. Сумбаташвили. Композитор Р. Затикян. Художник по костюмам А. Сидорина. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|