|
|
Ольга Игнатюк
13.09.2012
«МАСТЕР И МАРГАРИТА», М. БулгаковТеатр на Тверском бульваре давно не знал такого ажиотажа: перед спектаклем зрители толпятся на ступенях у входа, и битком набит большой зрительный зал со всеми его тремя ярусами.Этот культовый роман неподвластен времени, на любом историческом витке он оказывается все так же необходим читателю, и воландовское путешествие по миру с его ревизией мироздания сейчас своевременно как никогда. Поскольку люди ничуть не переменились, а зла и порока стало не меньше, а больше. Повесть же о Христе и Пилате звучит сейчас с необычайной силой. Валерий Белякович предложил нам модель эпического спектакля большого стиля, показав всю вселенную булгаковского романа, в котором философский накал сменяется сарказмом черной комедии в зарисовках нэповской Москвы. Все три булгаковских пласта - библейский, мистический и бытовой - играются в открытом пространстве огромной сцены, где гуляет ветер вперемежку с клубами дыма и висят гремящие от прикосновений железные листы с булгаковскими черновиками - те самые рукописи, которые «не горят». Раскачивающееся железо гремит от ударов рук и тел, аккумулируя энергию действия и создавая тревожную метафизику происходящего, этот типично булгаковский «гул времени». Сюжет проносится перед нами в экспрессивном горячечном движении, столь свойственном этому режиссеру, являющему нам, как всегда, экспансивное художественное высказывание, фактурное и густое в сюжете и образах. Потоки рокочущих музыкальных завываний, натиск световых ударов и бурное движение многолюдных сцен берут в плен огромный зрительный зал, захватывая его своей энергетикой. Эпизоды бешено несутся вперед, перемежая и пронизывая друг друга и составляя яростный вектор романа, где в финале Понтий Пилат, отправивший на казнь Иешуа, придет к великому прозрению и раскаянию, а Мастеру и его Маргарите подарится вечный покой на небесах. И нас, знающих все тут до тонкостей, вновь завораживает сама эта жизнь, само бытие этих любимых героев, вошедших в плоть и кровь нашей собственной жизни. Нам интересен новый мхатовский Мастер (Александр Титоренко) - красивый, но сломленный человек, охваченный экзистенциальной печалью. И, конечно, новая Маргарита (Ирина Фадина) - огненная воительница, посланная ему судьбой. Нас по-прежнему интригует Коровьев (Георгий Иобадзе), сей одержимый трюкач, способный перевернуть мир. И мы вновь разгадываем загадку Понтия Пилата (Валентин Клементьев) - этого мощного правителя, изведавшего все ракурсы горечи, усталости и отчаяния от своего бессилия изменить мир. Воланд же в исполнении самого Валерия Беляковича - это настоящий хозяин вселенной, сверхчеловек, стоящий над прочими, не знающий тяготения земных сует и парящий где-то вверху, над болью, жизнью и смертью. И лишь усмехающийся над несовершенным человечеством. Режиссура и сценография В. Беляковича. Художник по костюмам Е. Еловикова. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|