Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Марина Гаевская
03.09.2012

«ДОМ», Е. Гришковец, А. Матисон

Для максимально достоверного перенесения на условный сценический язык узнаваемых бытовых деталей и житейских подробностей, неизменно присутствующих в произведениях Евгения Гришковца, автор спектакля Иосиф Райхельгауз на сей раз даже прибегает к помощи искусства кино, пригласив к сотрудничеству кинорежиссера Сергея Соловьева и оператора Сергея Мачильского. Действие, начавшееся с документальных кадров, во второй части уже полностью переносится на четыре экрана, расположенных в разных концах зала. В сценическом же развитии сюжета и публика, наравне с актерами, становится объектом пристального внимания кинокамер, транслирующих происходящее в режиме on-line. Впрочем, и сюжет, и деление присутствующих на исполнителей и зрителей - здесь понятия весьма относительные. Поскольку сцена отсутствует, то все пребывают в едином игровом пространстве, напоминающем зал ожидания с беспорядочно расставленными рядами кресел. Правда, того моментального вовлечения публики в разговор, которое неизменно случается в этих же стенах на спектакле «Записки русского путешественника», в данном случае не происходит.
Между тем, именно к этому, казалось бы, располагает приглашение на центральную роль Александра Гордона, само присутствие которого невольно заставляет чувствовать себя участником небезызвестного телевизионного ток-шоу или программы «Закрытый показ». Подобное ощущение, конечно, отчасти мешает проникнуться проблемами главного героя - Игоря, мечтающего купить дом для своей семьи и избавиться от таких «прелестей жизни», как беспрестанно бегающие над головой соседские дети и лающие собаки. В подтверждение вышесказанного на экранах мелькают унылые многоэтажки, грохочут вагоны метро и мчится нескончаемый людской поток. Однако результатом этой затеи оказывается лишь разочарование в друзьях и общее ощущение морального кризиса. Правда, далеко не всех клиентов врача, занимающегося частной практикой, изначально можно назвать его друзьями. Ведь если Михаил (Владимир Качан) отказывается одолжить Игорю деньги с явной неловкостью и забавными отговорками, то Савелов (Владимир Шульга) откровенно предлагает коммерческую сделку. Третий «друг» (Алексей Гнилицкий) попросту боится, что доктор ненароком уморит кредитора, четвертый (Юрий Чернов) завидует разбогатевшему однокашнику, а пятый (Иван Мамонов) с наглым самодурством «хозяина жизни» и вовсе переходит ему дорогу, поскольку не может допустить между ними равенства. И лишь бескорыстные тесть (Альберт Филозов) и теща (Елена Санаева) Игоря, живущие по человеческим, а не коммерческим законам, с трогательным простодушием оказывают и посильную для них материальную помощь, и моральную поддержку. Между тем, на четырех экранах словно возникает несколько вариантов финала: на одном - семейно-дружеское сообщество людей ушедшего времени, искренне радующихся друг другу, на втором - опустевшие комнаты, на третьем - отчаявшийся герой, и, наконец, на четвертом - его роковой выстрел, как печальный итог утраты чего-то гораздо большего, чем просто стены собственного дома.
Автор спектакля И. Райхельгауз. Художник-сценограф М. Трегубова. Художник по костюмам А. Трегубов. Оригинальная музыка А. Соловьевой, В. Николаевой.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005