|
|
Марина Гаевская
03.09.2012
«ДОМ», Е. Гришковец, А. МатисонДля максимально достоверного перенесения на условный сценический язык узнаваемых бытовых деталей и житейских подробностей, неизменно присутствующих в произведениях Евгения Гришковца, автор спектакля Иосиф Райхельгауз на сей раз даже прибегает к помощи искусства кино, пригласив к сотрудничеству кинорежиссера Сергея Соловьева и оператора Сергея Мачильского. Действие, начавшееся с документальных кадров, во второй части уже полностью переносится на четыре экрана, расположенных в разных концах зала. В сценическом же развитии сюжета и публика, наравне с актерами, становится объектом пристального внимания кинокамер, транслирующих происходящее в режиме on-line. Впрочем, и сюжет, и деление присутствующих на исполнителей и зрителей - здесь понятия весьма относительные. Поскольку сцена отсутствует, то все пребывают в едином игровом пространстве, напоминающем зал ожидания с беспорядочно расставленными рядами кресел. Правда, того моментального вовлечения публики в разговор, которое неизменно случается в этих же стенах на спектакле «Записки русского путешественника», в данном случае не происходит.Между тем, именно к этому, казалось бы, располагает приглашение на центральную роль Александра Гордона, само присутствие которого невольно заставляет чувствовать себя участником небезызвестного телевизионного ток-шоу или программы «Закрытый показ». Подобное ощущение, конечно, отчасти мешает проникнуться проблемами главного героя - Игоря, мечтающего купить дом для своей семьи и избавиться от таких «прелестей жизни», как беспрестанно бегающие над головой соседские дети и лающие собаки. В подтверждение вышесказанного на экранах мелькают унылые многоэтажки, грохочут вагоны метро и мчится нескончаемый людской поток. Однако результатом этой затеи оказывается лишь разочарование в друзьях и общее ощущение морального кризиса. Правда, далеко не всех клиентов врача, занимающегося частной практикой, изначально можно назвать его друзьями. Ведь если Михаил (Владимир Качан) отказывается одолжить Игорю деньги с явной неловкостью и забавными отговорками, то Савелов (Владимир Шульга) откровенно предлагает коммерческую сделку. Третий «друг» (Алексей Гнилицкий) попросту боится, что доктор ненароком уморит кредитора, четвертый (Юрий Чернов) завидует разбогатевшему однокашнику, а пятый (Иван Мамонов) с наглым самодурством «хозяина жизни» и вовсе переходит ему дорогу, поскольку не может допустить между ними равенства. И лишь бескорыстные тесть (Альберт Филозов) и теща (Елена Санаева) Игоря, живущие по человеческим, а не коммерческим законам, с трогательным простодушием оказывают и посильную для них материальную помощь, и моральную поддержку. Между тем, на четырех экранах словно возникает несколько вариантов финала: на одном - семейно-дружеское сообщество людей ушедшего времени, искренне радующихся друг другу, на втором - опустевшие комнаты, на третьем - отчаявшийся герой, и, наконец, на четвертом - его роковой выстрел, как печальный итог утраты чего-то гораздо большего, чем просто стены собственного дома. Автор спектакля И. Райхельгауз. Художник-сценограф М. Трегубова. Художник по костюмам А. Трегубов. Оригинальная музыка А. Соловьевой, В. Николаевой. См. также:
Редакция журнала "Театральная Афиша"
Пишите нам: afisha@teatr.ru главная страница | Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал |
|
|