Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Жанна Филатова
03.09.2012

«КИЖЕ»

Для воплощения своего «Киже» Кирилл Серебренников взял за основу блистательный рассказ Юрия Тынянова «Подпоручик Киже», который читателями в России воспринимался прежде всего как литературно талантливая, остроумно-хитроумная провокация, обличающая не столько период пребывания у власти императора Павла I, сколько самодержавие как таковое, во всех его дальнейших возможных проявлениях. История о том, как вследствие незначительной описки, совершенной по невнимательности, на свет божий появился фантом по имени подпоручик Киже, который начал жить самостоятельной жизнью, стал членом высшего общества и дослужился до «степеней известных», в руках режиссера стала материалом для зрелища, изобилующего всевозможными неожиданностями…
Небольшое пространство Малой сцены МХТ в буквальном смысле завалено бутафорским снегом. Он - повсюду, его много, он падает сверху, сыплется из различных предметов, густыми облаками поднимается из-под ног персонажей. На стенах множество рентгеновских снимков. Сине-зеленый люминесцентный свет создает зловещую атмосферу таинственности происходящего. По сцене движутся фигуры, облаченные в почти одинаковые белые костюмы, которые отличаются лишь вы-разительными деталями. Среди действующих лиц и император Павел (Сергей Медведев), и Экзекутор (Александр Усов), и фи-лософ Кант (Павел Ващилин), и Переводчица (Мария Зорина), и Синюхаев (Игорь Хрипунов), и Фрейлина (Кристина Бабушкина), и Аракчеев (Леонид Тимцуник) и многие, многие другие герои Тынянова, коим суждено в нужное время исполнить, а иногда и «спеть» свою партию, потому как в спектакле мало говорят, но много поют. Атональная музыка не оформление, а часть ритуального действа. Она звучит громко, как и голоса актеров, гово-рящих в микрофоны. В «Киже» тыняновский текст «растворяется», преобразуется в почти фантастическое пространство, повествующее о том, как на бескрайних просторах вечно занесенной снегом России, где вымысел и правда существуют по одним и тем же законам, может произойти все, что угодно, в том числе и история о подпоручике Киже…
Пьеса, постановка, сценография, костюмы К. Серебренникова. Ком-позитор А. Сюмак.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005